Сфера деятельности специалистов психолого-педагогического профиля
В сферу деятельности специалистов психолого-педагогического профиля входит следующее: 1) проведение психолого-педагогического обследования детей различных групп здоровья в целях определения темпа их психического развития, выявления особых образовательных потребностей; 2) создание эффективных условий воспитания и обучения ребенка и ухода за ним в период раннего детства для полноценной реализации его психологического потенциала, оптимизации социальной ситуации развития; 3) определение содержания индивидуальной программы обучения и педагогических рекомендаций по реализации образовательного маршрута ребенка. Целями психолого-педагогического консультирования семьи на этапах психического развития ребенка являются: 1) оказание помощи родителям в создании оптимальных педагогических условий для развития психологического потенциала и формирования позитивных личностных качеств ребенка; 2) обучение близких методам и приемам эмоционально-развивающего общения с малышом на каждом возрастном этапе его жизни; 3) помощь в осознании необходимости и значимости восстановительного лечения и специального обучения для улучшения состояния здоровья и психического развития ребенка; 4) содействие формированию ответственного и компетентного родительства, гармоничной реализации женщины в роли матери. Психологическая поддержка должна повысить уверенность родителей в себе и в наличии у них способности быть воспитателями, поэтому предусматривает знакомство их с современными научными подходами и концепциями психического развития ребенка с нарушениями здоровья, его обучения. Это должно предупредить негативное влияние на психическое развитие ребенка такого управляемого социального фактора, как низкая готовность и педагогическая некомпетентность родителей в выполнении своей важной социальной роли. Тем самым мы стремимся не допустить несоответствия социальных условий жизни и воспитания психологическим возможностям и потребностям ребенка, а значит его социальной дезадаптации и изоляции. Деятельность педагога-психолога (дефектолога) сочетает в себе две взаимосвязанные функции: просветительскую и профилактическую. Каждая из них реализуется в следующих направлениях: определении содержания коррекционно-педагогического воздействия на ход психического развития ребенка и организации процесса обучения родителей специальным педагогическим технологиям развития психологического потенциала малыша, удовлетворения его особых образовательных потребностей и учета особенностей здоровья при реализации семейных традиций воспитания. Психолого-педагогическая осуществляется в различных поддержка членов организационных семьи формах, ребенка таких, как: персональное и интерактивное консультирование, наблюдение, демонстрация, практическое обучение родителей педагогическим технологиям, просветительские лекции, беседы, а также индивидуальные занятия с ребенком в присутствии родственников. Во время консультирования членов семьи педагог-дефектолог раскрывает им сущность и возможности применения специальных педагогических условий и режима дня в укреплении здоровья и развитии психики больного ребенка. Работа с родителями предусматривает несколько этапов: осознание и принятие родителями необходимости использования в процессе общения с малышом соответствующих его возрасту и особым образовательным потребностям развивающих способов взаимодействия взрослого с ребенком; создание индивидуально подобранной предметно-развивающей среды (дидактические пособия и материалы, игрушки); обеспечение материальнотехнического оснащения окружающей среды и социального пространства; систематическую содержания реализацию индивидуальной специальным программы образом обучения; разработанного последовательную организацию и проведение специальных развивающих занятий с ребенком в различные периоды его бодрствования.
Желание членов семьи овладеть новыми знаниями, возможностью оказания практической помощи ребенку, видимый результат от предпринятых воспитательных усилий оказывают позитивное влияние на эмоциональное состояние родителей и повышают эффективность дальнейшего обучения их педагогическим технологиям. Во время обучения родители должны испытывать чувство уверенности и спокойствия за здоровье ребенка, понимать цель и направленность того или другого задания, видеть желание малыша продолжить общение с педагогом, испытывать удовольствие от его успехов и прогресса. В ходе образовательных занятий с семьей необходимо раскрыть внутреннее содержание действий и операций, объяснить способ их воздействия на психическое развитие ребенка, механизм формирования новых навыков. Без подробного, детального разъяснения и наглядного обучения родителей каждой педагогической операции их интерес к новому виду деятельности снижается, так как они не могут наблюдать причинноследственной связи коррекционно-педагогической работы и улучшений в психическом развитии ребенка. Педагог должен обучить родственников умению наблюдать и оценивать реакции и поведение ребенка, правильно общаться с ним, использовать эффективные формы передачи ему новых знаний и опыта, организовать режим его дня, создавать для него в домашних условиях оптимальную развивающую среду. Педагог уделяет семье столько времени, сколько необходимо близким для полного понимания и овладения навыками коррекционно-педагогической помощи малышу на данном этапе его развития. В ситуации отсутствия у родителей готовности к самостоятельному использованию новых педагогических знаний в домашних условиях педагогдефектолог реализует содержание индивидуальной программы психологопедагогической абилитации в период лечения ребенка в стационаре или путем консультирования семьи в амбулаторно-поликлинических условиях. Педагог демонстрирует специальные методы и приемы активизации психического развития малыша, а также результативность их применения, знакомит родителей с содержанием специально разработанной для ребенка программы обучения и воспитания, дает советы по организации коррекционнопедагогической помощи в семье или в образовательном учреждении по месту жительства малыша. В этом случае родители становятся пассивными участниками процесса. Однако по мере посещения развивающих занятий они постепенно включаются в психолого-педагогическую работу, перенимают у педагога опыт, используют его в процессе воспитания ребенка, и со временем их пассивная позиция претерпевает изменения и преобразуется в активное участие в абилитации психических возможностей и сохранении здоровья ребенка. Таким образом, при организации психологопедагогической поддержки педагог должен руководствоваться принципом необходимой и рациональной достаточности. Для стабилизации состояния детей восстановительные мероприятия осуществляются в форме амбулаторного и стационарного лечения. Оказание психолого-педагогической помощи семье там, где проходит процесс лечения ребенка, максимально удобно для родителей, так как работа этих учреждений организована в соответствии с особенностями жизнедеятельности и режима дня детей раннего возраста. В целях улучшения состояния здоровья новорожденного в медицинских учреждениях создается комфортная среда для эмоционально-личностного общения матери и ребенка, оказывается квалифицированная медицинская помощь по восстановлению его здоровья, обеспечиваются специальные условия для организации их развивающего взаимодействия. Объектом деятельности педагога на этом этапе является развивающаяся диада мать – дитя, что определяет цель, специфику работы, ее форму и содержание.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)