Актуальные достижения и потенциальные психические возможности
Первичное обследование педагога-дефектолога назначалось лечащим врачом-неонатологом в целях определения актуальных достижений и потенциальных психических возможностей младенца, мягкого сенсорного воздействия на психическую сферу ребенка, активного включения матери в процесс ухода и воспитания ослабленного малыша в период его лечения в стационаре. В ходе психолого-педагогического обследования, беседы с матерью, наблюдения за поведением детей в период бодрствования и диагностических осмотров у всех без исключения в конце первого и на протяжении всего второго месяцев жизни отмечались сглаженность проявлений и истощение безусловно-рефлекторных ответов на воздействие окружающей среды, незрелость защитных и приспособительных механизмов. В связи с этим требовался индивидуальный подбор предметно развивающей среды и занятий для воздействия на чувствительную сферу ребенка, длительная щадящая стимуляция анализаторов для получения однократного двигательного ответа на внешние стимулы. Все манипуляции и сенсорные стимулы согласовывались педагогом и утверждались врачом заранее. Нами было обнаружено, что в первые месяцы жизни у детей третьей группы наблюдается значительное увеличение длительности временного отрезка на формирование первых психологических способов взаимодействия с внешним миром и особенности психологического реагирования на некоторые сенсорные стимулы в силу нарушения деятельности центральной нервной системы, что может быть отнесено к начальным проявлениям нарушения психологического взаимодействия. Анализ результатов психолого-педагогических обследований и наблюдение за динамикой психического развития детей на протяжении первых десяти месяцев жизни показали, что по мере роста и взросления темп формирования психологических достижений оставался медленным. Было установлено, что все дети при переходе от одного этапа нервно-психического развития к другому имели низкое качество и дисгармонию становления психологических достижений в основных линиях, что обусловливало своеобразие становления последующего и, в общем, изменяло и нарушало весь ход психического развития. Наряду с этим у детей с медленным темпом психического развития по мере взросления количество особенностей психологических взаимоотношений с внешним миром достаточно быстро нарастало, а их устойчивость и глубина увеличились. Так, склонность к нарушению режима дня была выявлены у 36 (24,4 %) детей, потребность в постоянной непосредственной близости матери – у 25 (17 %) детей, негативное отношение к воздействию новых раздражителей, предпочтение одних сенсорных стимулов другим у 43 (29,2 %) малышей, трудности глотания, быстрое утомление во время приема пищи у 16 (10,8 %) детей. Такие нарастание особенности возбудимости психической при активности, утомлении, как истощаемость, пассивность в период бодрствования, наблюдались у всех детей этой группы. В первом полугодии жизни детей особенности их психического развития вызывали настороженность и поиск средств по их коррекции только у лечащего врача. Внимание и усилия родителей детей в этом возрасте были направлены на решение вопросов, связанных с их жизнью и соматическим здоровьем. Все свое время они тратили на уход и осуществление лечебно гигиенических процедур, были полностью ориентированы на виды помощи, способствующие восстановлению жизнедеятельности детского организма. В силу того, что особенности психического развития и эмоционального состояния малыша не несли угрозы его жизни, они были незначимы для родителей младенца. Необходимости использования специальных методов педагогического воздействия для активизации психического развития малыша родители не видели, так как они не могли обеспечить выздоровления, а качественная высокотехнологичная медицинская помощь детям была оказана. Отношение родителей к специальным педагогическим технологиям кардинальным образом изменилось при достижении детьми возраста 7–10 месяцев. Именно в конце первого года жизни, когда состояние здоровья детей стабилизировалось, а отличие и отставание в психическом развитии младенцев от сверстников стали очевидными, родители стали искать педагогические виды помощи, с желанием и большим числом вопросов приходили на консультацию к педагогу-дефектологу. В ходе психолого педагогического обследования, организованного в конце первого года жизни, дети с медленным темпом психического развития демонстрировали низкий интерес к новому, быстрое истощение и полную потерю интереса к эмоционально-личностному и ситуативно-практическому сотрудничеству со взрослым. У части детей – 59 (41 %), – в ходе обследования отмечалось нарушение адаптационных механизмов и регуляторной функции нервной системы, что выражалось нарастанием возбуждения, которое к 5–7-й минуте проявлялось хаотической двигательной активностью в помещении, негативизмом к любому виду воздействия и контакта. Снижение двигательной активности было характерно для большинства детей – 134 (91,1 %). Трудности формирования режима дня, склонность к нарушению и несоблюдению времени кормления отмечалось у 69 (46,9 %) детей, при этом избирательность в еде, предпочтение текстуры и вкуса продуктов, ограничение пищевого рациона выявлено у 49 (33,3 %) детей. Они негативно относились ко всему новому, предпочитали одни сенсорные стимулы другим 57 (38,7 %) от числа всех детей этой группы. У каждого третьего отмечалась симбиотическая связь с матерью – 51 (34,6 %) случай. Потребность в соблюдении определенной последовательности событий или ритуалов испытывали 18 (12,2 %) детей. Согласно данным статистики способы 116 психологического взаимодействия детей третьей группы МТ с внешним миром были достоверно ниже по степени сложности, чем таковые у группы детей с нормативным и задержанным темпом психического развития (р<0,01). Наименьшее число особенностей психологического взаимодействия с внешним миром у детей с МТ наблюдалось в возрасте 3–4 месяцев жизни. Показатель дисперсионного анализа в возрасте 3 месяцев жизни был равен 0,3, а в возрасте 7–9 месяцев он увеличился до 0,5. Метод описательной статистики подтвердил достоверно меньшее количество социальных отклонений в первом полугодии жизни в отличие от их числа в возрасте 7–9 месяцев (р<0,01). Социальные отклонения к концу первого года жизни детей достоверно превышали количество, выявленное в других возрастах (р<0,01), что свидетельствует о постепенном нарастании их числа, сочетания и глубины по мере роста и взросления. Изучение клинических сведений о состоянии здоровья детей третьей группы позволило установить причину медленного темпа психического развития и особенностей функционирования их нервной системы, нарушения механизмов приспособления и адаптации к внешним раздражителям, накопления самостоятельного сенсорного опыта и знаний об окружающей среде. Так, большинство детей – 84 (57,1 %), – родилось у практически здоровых матерей, другая часть – 63 (42,8 %), – появилась на свет от матерей, имеющих отягощенный акушерский анамнез. Несмотря на разницу в состоянии здоровья у всех 96 (65,3 %) матерей, беременность у них протекала с теми или иными осложнениями. Больше половины матерей – 58 (39,4 %), – в процессе беременности в силу угрозы ее прерывания находилась на лечении в стационаре для ее сохранения. Нарушение физиологического течения родового акта имело место у 81 (55,1 %) матери. Таким образом, все дети имели сочетание перинатальных вредностей, наличие которых оказало отрицательное влияние на состояние их здоровья. Родился в удовлетворительном состоянии с перинатальным поражением ЦНС 21 (14 %) ребенок, в состоянии средней тяжести и среднетяжелым сочетанным перинатальным поражением ЦНС – 56 (38,0 %) детей. Оставшиеся 70 (47,6 %) детей родились в тяжелом – 38 (25,8 %) и крайне тяжелом состоянии – 22 (14,9 %), в силу чего имели тяжелое сочетанное поражение ЦНС и нуждались в применении методов интенсивной терапии для сохранения их жизни. Относительно показателей массы тела при рождении дети распределились следующим образом: доношенными родились 66 (44,8 %) детей, с низкой массой тела – 17 (11,5 %) детей, с очень низкой массой тела – 53 (36,0 %) ребенка, с крайне низкой массой тела 11 (7,4 %) детей. Последствия перинатальной патологии проявились в виде гемолитической болезни новорожденных у 18 (12,2 %) детей, дыхательной недостаточности у 27 (18,3 %) детей, синдроме дыхательных расстройств у 38 (25,8 %). Наряду с этим у младенцев были выявлены следующие нарушения здоровья: наследственные болезни у 11 (7,4 %), заболевания сердечно-сосудистой системы у 58 (39,4 %), нарушение работы эндокринной системы у 9 (6,1 %), болезни желудочно-кишечного тракта у 89 (60,5 %), аллергические реакции у 49 (33,3 %), заболевания глаз и придаточного аппарата у 19 (12,9 %), сенсоневральная тугоухость у 7 (4,7 %). С помощью высокотехнологичных компьютерных методов исследования (допплерографии, нейросонографии, ЭЭГ, МРТ) у детей были установлены различные нарушения структур и систем головного мозга.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)