Комплексный взгляд на развитие ребенка
Сторонниками комплексного взгляда на развитие ребенка были практически все известные российские педиатры XIX в. Уже в то время ученые пытались обосновать равное значение физиологического (соматического) и психосоциального аспектов в возникновении болезни ребенка. Н.А. Тольский утверждал, что основной причиной возникновения этих состояний являются условия жизни ребенка, обычаи семьи, привычки. Он учил студентов тщательно собирать сведения о жизни ребенка, поскольку «знание предшествующих условий помогут вскрыть причины, определить характер течения и исход заболевания». Идеи профилактики, воспитания привычек здорового образа жизни развивал и «отец русской клинической педиатрии» Н.Ф. Филатов. Организованный им Кружок детских врачей в Москве занимался, кроме прочего, вопросами воспитания поведения, направленного на укрепление здоровья.
Педиатры-практики своей ежедневной работой поддерживали зарождающийся в отечественной науке комплексный подход к лечению ребенка. Большое внимание уделялось социальной ситуации развития малыша. Были выпущены в свет такие работы, как «Уход за новорожденным ребенком в семье», «Отец и малыш» Н.Ф. Альтгаузена, «Азбука матери» и «Уход за ребенком раннего возраста» Г.Н.Сперанского. К окончанию второго десятилетия ХХ в. в педиатрии накопился значительный эмпирический материал по особенностям развития детского организма в условиях болезни. Одним из продуктов этого обширного материала являлись сведения о психологических особенностях детей с соматической патологией, об изменениях личностных характеристик больных в период заболевания и после него. Врачи указывали на связь психического развития и соматического здоровья. В то же время теории, непротиворечиво объясняющей описанные закономерности жизнедеятельности больных или здоровых представителей подрастающего поколения, ни в медицинской науке, ни в психологии не существовало. Основной задачей стало создание научно обоснованной концепции, позволяющей педиатрам подбирать приемлемые для детей с разной патологией и разного возраста схемы лечения, проводить профилактическую работу, корректировать возникшие в результате заболевания характерологические изменения, подбирать методы и способы обучения с учетом особенностей дефекта. Однако, детская, возрастная и медицинская психология, дефектология на тот момент только начали свое становление, методы изучения детской психики были не определены. Ситуация осложнялась отсутствием в России до 1917 г. единой системы здравоохранения и общественного воспитания детей. В силу этого вопросами сохранения, восстановления и улучшения здоровья и образовательного уровня населения занимались общественные, государственные, частные и благотворительные учреждения (департамент Министерства внутренних дел, военное ведомство, российский Красный Крест, учреждения фабрично-заводской, земской, страховой медицины и др.). Ощущался недостаток в специалистах, способных прийти на помощь педиатрам. Эти обстоятельства создали условия для того, чтобы целый ряд представителей медицинской и педагогической науки взяли на себя решение обозначенных проблем. Проводились клинико-психологические психологии исследования интеллектуального развития детей в норме и при патологии, изучались причины школьного отставания и пути помощи детям и подросткам с нарушениями интеллекта, исследовались механизмы адаптации организма и психики к меняющимся условиям среды, в частности к болезни.
Был собран ценнейший материал о нарушениях психических воображения, внимания), психиатрических и процессов (восприятия, изменениях неврологических памяти, личности при заболеваниях мышления. Именно врачи- исследователи впервые обратили внимание на специфику психологического знания, требующую от специалиста дополнительного психологического образования, не сводимого к медицинскому.
В июне 1918 г. состоялся первый съезд медико-санитарных отделов, где были обсуждены и приняты принципы здравоохранения нового общества – советской республики: государственный характер, плановое развитие, единство, санитарная самодеятельность населения. Эти принципы стали основой и вектором развития здравоохранения в советский период и имели прямое отношение к развитию национального здравоохранения. Педиатрия вышла на новый уровень, приоритетным направлением стало здоровьесбережение, использование педагогических и психологических знаний для наиболее полного раскрытия биологического и личностного потенциала ребенка. Весомый вклад в понимание проблем развития детской психики внесли отечественные психиатры, психологи и педагоги, в частности: Л.И. Божович, Б.В. Зейгарник, Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Л.С. Славина, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин. Были А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, сформулированы основы новых научных направлений: патопсихологии, нейропсихологии, а также разработана методическая база специального обучения и воспитания детей, чье психическое развитие искажено болезнью. Этими учеными было доказано, что специальные условия среды, специальные методы и приемы обучения должны быть созданы и использованы как в процессе лечения, так и в повседневной жизни ребенка. Именно такой подход к восстановлению потенциальных возможностей психического развития позволит ребенку систематически и своевременно присваивать общественный опыт, обеспечит успех адаптации в социальной среде. В дальнейшем развитие данной теории в практике медико-психолого педагогической помощи осуществлялось в несколько этапов, на каждом из которых реализовывались новые методологические задачи и направления в области восстановления здоровья. В период с 1930 по 1978 г. в результате совместных междисциплинарных исследований были изучены клинические и психолого-педагогические особенности развития детей с нарушениями здоровья различной этиологией и степени тяжести, определены научные подходы к их лечению, медицинские методы восстановления здоровья, разработаны нормативно-правовые акты. Доказано, что специальное обучение является необходимым методом терапевтического воздействия, единственным условием, особой образовательной потребностью ребенка с ограниченными возможностями здоровья, благодаря удовлетворению которой создается благоприятная социальная ситуация для их психического развития, происходит присвоение знаний и усвоение социальных норм.
Исходя из этого начиная с 50–60-х гг. XX в. в учреждениях здравоохранения РФ реабилитация состояния здоровья детей включала в себя лекарственную терапию, педагогические методы воздействия и трудотерапию. Медикаментозная коррекция создавала благоприятную почву для процесса обучения, способствовала повышению качества усвоения новых социальных умений и навыков. Разработанный комплекс восстановительных мероприятий позволял предупредить появление вторичных и третичных отклонений в психическом развитии детей в виде отклоняющегося поведения и социальной депривации. Длительность, частота последовательность применения методов восстановительного лечения определялись в зависимости от тяжести основного заболевания, длительности и характера патологического процесса, степени его негативного влияния на психику ребенка. Созданный отечественными учеными комплексный подход к оценке соматического и психического состояния ребенка позволил реализовать дифференцированный подход к реабилитации, объединить образовательные и лечебные программы, осуществить индивидуальный подбор методов восстановления состояния здоровья, развития познавательного потенциала и личности ребенка, реализовать профилактический принцип ее оказания. Постоянный междисциплинарный научный поиск позволил создать основу дифференцированного содержания и методов восстановительной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Двадцатый век стал периодом создания в России стройной системы диагностики лечения, абилитации и реабилитации состояния здоровья детей от 0 до 17-летнего возраста, т. е. на всем протяжении детства. Профилактический принцип в виде создания благоприятных условий и сохранения заложенного природой уровня здоровья каждого ребенка,
Абилитация – это система медико-психолого-педагогических мероприятий, или индивидуальным образом построенная программа лечения, воспитания и обучения, в которой восстановительное лечение с помощью медикаментозных и немедикаментозных методов способствует стабилизации состояния здоровья, а специальная психолого-педагогическая поддержка создает оптимальные психологического развивающие взаимодействия условия ребенка среды для активизации окружающим миром и реализации его психологического потенциала, что способствует сохранению детского здоровья и социализации. Комплексный контроль и восстановительные мероприятия на протяжении раннего детства являются первичной профилактикой ограничений жизнедеятельности ребенка, вызванных болезнью, и позволяют предупредить негативное влияние внешней среды, в том числе социальных факторов, на организм и психику ребенка. Таким образом, комплексный дифференцированный подход к восстановлению здоровья детей — это создание оптимальных условий среды (экологических и социальных) и специальная организация жизни индивида, обеспечивающая реализацию его природного потенциала, гармонию между его физическим, психическим и духовным состоянием. Наличие системы комплексной дифференцированной медико-психологопедагогической помощи позволило включить детей, состояние здоровья которых требовало тщательного подбора и систематического наблюдения за терапевтическим эффектом медикаментозной терапии в процессе организованного обучения, тем самым реализовав их конституционное право на своевременное получение квалифицированной медицинской и педагогической помощи.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)