Адаптация и интеграция детей с особыми потребностями в социум
Центром внимания национальной концепции отечественного образования является ребенок, его гармоничное развитие, подготовка к жизни в сложных условиях рыночной экономики. Важной задачей в реализации целей системы образования является формирование готовности к профессиональному устройству ребенка с особыми образовательными потребностями. Оно выступает органическим звеном целостного процесса развития личности, ее активной жизненной позиции.
Система подготовки учащихся к эффективной интеграции в общество состоит из следующих основных звеньев:
- Профориентационная работа:
- профинформации, профпропаганда;
- профдиагностика;
- профконсультация.
- Политехническая направленность.
- Трудовое воспитание как учебный предмет.
- Трудовое воспитание и профориентация во внеклассной и
внешкольной работе. - Общественно-полезный труд.
Все звенья переплетаются между собой. Для осуществления оптимальной интеграции детей с недостатками слуха в слышащую среду особое значение приобретает эффективность системы профессиональной ориентации населения.
Профориентационную работу учитель проводит как систему целенаправленной и четко скоординированной работы во взаимосвязи с другими учебными заведениями, предприятием, обществом и семьей, направленную на достижение конечной цели - сознательного выбора профессии учащимися.
При проведении профориентационной работы учитель доложен учитывать как интересы и возможности общества, так и интересы, склонности, способности личности в период формирования. Школа стремится подготовить молодежь к оптимальному выбору профессии, что будет соответствовать социально-экономическим потребностям общества, личным возможностям учащихся с особыми потребностями и требованиям, которые предъявляет профессия, психофизиологическим особенностям индивида и облегчит процесс адаптации личности.
Профориентация предполагает целый комплекс психолого-педагогических, медицинских и организационных мероприятий. Учитель широко информирует учащихся о наиболее распространенных видах труда; дает знания о требованиях, которые предъявляют к личности определенные профессии, с точки зрения физических и психических возможностей; о путях получения той или иной профессии; умении правильно оценить качества личности для овладения избранной специальностью; обнаруживает сферы интересов ученика, определяет его профессиональные намерения.
При этом особое внимание обращается на:
- предоставление возможностей школьникам объективно проверить свои способности, умения с помощью специальных тестов и измерений;
- информирование учащихся о мире профессий, социально-экономических факторах и условиях труда, о возможностях трудоустройства;
- подготовку учащихся к эффективной интеграции в общество.
Учитель трудового обучения прикладывает максимум усилий, чтобы ученики были хорошо осведомлены о разнообразии профессий, чтобы сформировать у них положительную мотивацию к профессиям, которые необходимы.
Профессиональная информация предусматривает вооружение учащихся с нарушениями слуха знаниями о разных профессиях, их социально-экономические и психологические характеристики, о содержании трудовой деятельности в области каждой из них, описание требований со стороны этих профессий и о том, где этой профессии можно научиться. Ученикам сообщается о том, что в современном обществе насчитывается десятки тысяч профессий. Для облегчения ориентирования в мире профессий школьникам предлагается их классификация.
Для своей первой беседы с учеником учитель готовит выставку лучших работ учащихся предыдущих лет обучения. На примере отдельных изделий объясняет, как много труда и времени надо затратить, приложить усердия, чтобы выполнить хорошие, полезные вещи. Называет фамилии учениц, изделия которых представлены на выставке.
Трудовая подготовка девочек состоит из трех основных разделов: машиноведение, материаловедение, конструирование, моделирование и отделка одежды.
На уроках труда, с целью активизации трудовой деятельности, ставятся различные задачи, которые учитывают индивидуальные физические и умственные возможности школьников, поощряют их к применению полученных знаний и умений в творческих поисках.
Анализ учебных программ показывает наличие возможностей для ознакомления учащихся с различными профессиями, характером производства, что позволяет привлекать детей к миру труда и воспитывать трудолюбие, начиная с самого раннего возраста.
С целью профориентации эффективно используются уроки труда в швейной мастерской. Школа дает реальное направление на профессию швеи. Одной из форм профинформационной работы на уроках труда является ознакомление учащихся с профессиограммами данных профессий. Выпускники школы имеют возможность работать по профессии на базовом предприятии глухих и других предприятиях.
Распространена такая форма профинформационной работы, как проведение экскурсий на предприятия, производства и тому подобное. При организации экскурсий педагог использует все возможности для профессиональной ориентации школьников. Обращается внимание на особенности работы специалистов, воспитывается положительное отношение к труду. Учитель имеет возможность углубленно проанализировать особенности труда, раскрыть содержание, ответить на вопросы учеников.
Весьма эффективны профессиографические экскурсии, на которых старшеклассники углубляют знания о специальности. Встречаясь с работниками на их рабочих местах, ученики не только слушают рассказы о профессии, о ее значении, но и наблюдают за процессом ее выполнения. Специалист раскрывает «секреты» своей специальности, анализирует ее с разных сторон: важность и необходимость для общества, удовлетворения своих потребностей, способностей и интересов, возможностей творческого роста, а также показывает «теневые» стороны профессии, трудности, особенно в работе тех, кто выбрал ее без призвания и желания, моральные и материальные убытки от этого.
Также практикуется проведение встреч с представителями различных профессий, особенно с выпускниками школы. Такие встречи являются не только источником информации о различных профессиях, а и выполняют воспитательную функцию. Для школьников чрезвычайное значение имеют рассказы выпускников школы об их дальнейшей судьбе, о возможности получения учащимися с нарушениями слуха среднего специального или высшего образования и об успешной интеграции и адаптации их в слышащей среде.
Ученики с доверием воспринимают то, о чем рассказывают гости.
Целью этого является раскрытие индивидуальных особенностей ребенка, его способностей, склонностей, психологических качеств с помощью различных методов исследования. Кроме использования таких методов исследования, как наблюдение, беседа, анализ результатов деятельности, существуют тестовые материалы, направленные на определение намерений учеников, определение склонности к определенному типу профессии, выявление способностей, интересов и желаний.
Проводится специальная работа по апробации и адаптации тестового материала для работы с учащимися с нарушениями слуха.
Профконсультация - это практические меры по рекомендации выбора профессии, на основе знания особенностей профессии, их требований для человека и всестороннего изучения, оценки индивидуальных особенностей, способностей человека, прогноза его будущей деятельности.
Практикуется проведение психолого-педагогических профконсультаций на основе глубокого анализа результатов наблюдения, анкетирования, тестирования.
Педагог основной задачей ставит определение соответствия способностей и склонностей ученика избранной им сфере деятельности.
При этом эффективно использует различные виды профконсультаций:
- индивидуальные и фронтальные;
- информационные и мотивационные;
- предыдущие, коррекционные и итоговые.
На предыдущих профконсультациях педагог знакомит с первыми намерениями учеников, в какой степени это соответствует его успешности, интересам, способностям, состоянию здоровья, личным качествам учащихся. Имея эти данные, учитель стремится создать благоприятные условия для развития его профессиональной направленности.
Коррекционная консультация устанавливает оптимальную пригодность ученика выбранной профессии, корректирует неправильный выбор и направляет его на такую деятельность, которая способствовала бы более точному и полному выявлению его способностей и возможностей.
Цель итоговой или контрольной консультации - уточнить, насколько верно ученик выбрал профессию после коррекционных консультаций.
Систематическое участие учеников в коллективных трудовых процессах создает основу для воспитания таких важных для современного человека качеств, как коммуникативность, взаимопомощь, предприимчивость.
Проводя уроки труда, учитель руководит процессами мышления, вместе с учениками «Открывает» то, что им неизвестно, чтобы дети почувствовали радость своего труда, радость преодоления трудностей.
Учитель трудового обучения, используя интерактивное обучение детей с особыми потребностями, решает проблему трудового обучения и воспитания так, что ученик может максимально использовать свои способности и развить творческие возможности.
Чтобы ребенок творчески мыслил, его надо научить.
Деятельность педагога ориентирована на обеспечение активной коррекционной работы на основе интерактивных технологий.
Наряду с классно-урочной системой в учебно-воспитательной работе с детьми используется:
- индивидуальная работа;
- работа в парах (друг против друга, думать и работать в паре, обмениваться мнениями);
- работа в малых группах;
- в группах по выбору и интересам;
- работа «Маленького учителя».
Педагог, обеспечивая диалогичность обучения, выступает лишь в роли его организатора, лидера группы. Это способствует сотрудничеству педагога и ученика, предоставляет возможности реализовать личностно-ориентированное обучение.
Организуя внеклассную работу, учитель учитывает будущую профессиональную направленность учащихся.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)