Анализ прав инвалидов- общие принципы
В мире за последние десятилетия произошли коренные изменения парадигмы проблем инвалидности, понимания и восприятия людей с инвалидностью. Если еще несколько десятилетий назад основу этой парадигмы составляли единичные проявления милосердия со стороны социума и, в основном, непринятие и непонимание проблем инвалидности, то на современном этапе отношения к лицам с инвалидностью формируется через соблюдение прав человека. Именно такой подход, при котором любой человек является не объектом, а субъектом права - активным и полноправным членом общества, делает полноценное использование людьми с инвалидностью всех прав человека. Этот подход отражен в современном международном праве по правам человека, которое устанавливает четкие стандарты соблюдения и требует от государств мира разработать собственное национальное законодательство в соответствии с этими стандартами. Источником этих прав, как естественных прав, прав, принадлежащих человеку от рождения, является человеческое достоинство и неповторимость каждой отдельной личности.
В отношении детей с инвалидностью, дополнительными рычагами являются документы, регулирующие отношения государства к детям, то есть стандарты прав ребенка. Документы этой сферы основываются на таких принципах, как: не дискриминация, выживание и развитие ребенка, наилучшие интересы ребенка, учета мнения ребенка и, соответственно, принадлежат каждому ребенку, независимо от состояния здоровья и жизненных обстоятельств, в которых он оказался.
Кроме того, дом - интернат обеспечивает:
• проведение реабилитационных мероприятий и создает условия, способствующие адаптации воспитанников в среде;
• организует досуг и физкультурно-оздоровительные мероприятия с учетом состояния здоровья детей-инвалидов, проживающих в доме-интернате.
Следует отметить, что основные показатели деятельности домов-интернатов (детских и взрослых) за последние годы значительно улучшились. По данным Министерства труда и социальной политики увеличилось финансирование домов-интернатов, однако расходы устанавливают 90-95% от запланированного, и не более 80% от потребности.
Вместе с этим значительно улучшено питание подопечных, условия проживания, обеспечение их медикаментами и мягким инвентарем благодаря средствам, которые перечисляются в соответствии с Постановлением «Об утверждении Порядка зачисления и использования средств, подлежащих перечислению учреждениям (учреждениям), где лица находятся на полном государственном обеспечении ».
Кроме того, на каждого ребенка, проживающего в доме-интернате, открыт личный банковский счет, на который в соответствии с действующим законодательством перечисляются 25 процентов от назначенной пенсии или 50 процентов от назначенной государственной социальной помощи. Средства, принадлежащие воспитанникам в виде пенсий, пособий или алиментов, расходуются родителями, или в случае наличия опекунов по согласованию с попечительским советом, опекунами (попечителями) на собственные нужды детей-инвалидов.
В тех случаях, когда детям или лицам, которые нуждаются в опеке (попечительстве) и устроены в соответствующие учреждения социальной защиты населения, опекуны (попечители) не предназначены, то выполнение обязанностей опекунов или попечителей от имени государства осуществляют руководители учреждений по согласованию с органами опеки и попечительства. На время проведения исследования использования собственных средств в случае недееспособности подопечного нормативно-правовыми документами не урегулирован, поэтому в подавляющем большинстве эти деньги не используются и находятся на личных счетах подопечных.
Вместе с тем для улучшения качества питания, материального достатка, и с целью проведения трудовой реабилитации инвалидов и детей-инвалидов при многих домах-интернатах системы социальной защиты населения функционируют подсобные хозяйства.
Параллельно многих интернатских учреждениях работают мини-производства по переработке сельскохозяйственной продукции, а также мини-пекарни. Так при большинстве интернатских учреждениях для детей и взрослых работают мини-пекарни, которые обеспечивают на 100% потребность домов-интернатов в хлебобулочных и кондитерских изделиях.
Однако, несмотря на оптимистичные показатели по улучшению материального состояния, в министерстве отмечают, что в домах-интернатах не хватает реабилитологов, воспитателей, юристов, а также младшего медицинского персонала (нянь). В некоторых интернатах врачей нет, а работающие - пенсионного возраста.
Кроме постоянной нехватки человеческих ресурсов, большой проблемой остается недостаточная квалификация работающего персонала и их низкая мотивация.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)