Направленности личности аутичного ребенка
Можно выделить семь отдельных типов аутистической личности по таким показателями:
- мировосприятие ребенком окружающей среды, как единицы самосознания;
- взаимодействие с живыми и неживыми объектами и уровень зависимости от них;
- когнитивные и креативные стили;
- особенности коммуникации;
- наличие различных системообразующих реактивных и тревожных факторов и их взаимодействия, которые влияют на поведение ребенка и управляют его развитием.
Данная психологическая классификация типов аутистических личностей является первой попыткой, обращенной к динамике целостной психической организации ребенка в ситуациях, которые изменяются в процессе его деятельности и жизни. Итак, это следующие типы:
- Тип симбиотического направления личности. Характеризуется высоким уровнем зависимости от присутствия определенного человека (матери, отца, братьев, сестер, няни и т.д.). То есть, ребенок может социально реализовываться только в присутствии конкретного человека, в котором он нуждается.
- Тип лингвистического направления личности. Характеризуется сложившейся речью, мотивацией к говорению, вербализмом и ориентированностью на оригинальность, изобретательность языковой личностной диспозиции.
- Тип интеллектуального направления личности, который характеризуется несколько суженной сферой реализации этой способности и неспособностью распространения умственных умений на другие аспекты жизнедеятельности.
- Тип коммуникативного направления личности, который характеризуется наличием желания быть в центре внимания и осуществлять общение как в условиях речевой диспозиции, так и вне ее; одновременно у ребенка еще не сформированы механизмы коммуникативных действий.
- Тип динамично ориентированного направления личности на развитие способностей, который характеризуется совокупностью задатков ребенка (творческих, конструирующих, спортивных и т.д.).
- Тип индифферентного направления личности. Характеризуется равнодушной формой восприятия окружающего мира, пассивным созерцанием действительности, неспособностью самостоятельно принимать решение, желанием избегать любых, даже упрощенных, ситуаций.
- Тип реактивно-тревожного направления личности, который характеризуется повышенной чувствительностью к сенсорным, кинетическим и другим раздражителям; наличием фобий, страхов, опасений в критических для аутичного ребенка ситуациях.
Носителем изменения, то есть коррекции, аутистического состояния ребенка является практический психолог-дефектолог, в профессиональную компетенцию которого входят:
- восприятие ребенка с аутистическим спектром нарушений как личности, которая развивается с нарушениями;
- обеспечение адекватного взаимодействия в соответствии с аутистическим типом и развитие интегральной индивидуальности ребенка с учетом его необычности.
Практикующий психолог-дефектолог является субъектом аутистического сотрудничества, мотивация которого на первом этапе коррекционной работы с ребенком должна совпадать или интегрироваться в актуальную, особенно значимую на тот момент, деятельность ребенка.
Например, для ребенка первого симбиотического типа интегральным компонентом является желание быть рядом с определенным человеком. Присутствие этого человека обеспечивает стабильное эмоциональное состояние, а если ребенка лишать фактора привязанности, возникает сильное психическое напряжение. Поэтому психолог предварительно изучает, какие факторы влияют на невозможность жизнедеятельности ребенка (скажем, отсутствие матери), и выстраивает для себя модель материнского образа с учетом перцептивных, аудио-моторных, речевых, интеллектуальных, волевых и регуляторных свойств воздействия на ребенка и тех признаков, на основе которых аутичный ребенок «считывает» по факту его присутствия стабильность личных действий и поведения. Индивидуально-интегративные признаки матери или лица, к которому привязан ребенок, являются системой адекватных воздействий в процессе обучения, воспитания и коммуникации, без учета которых коррекция не будет эффективной. Установлено: основными свойствами и качествами человека для аутичного ребенка являются функции, которые выполняет взрослый. Так, привыкнув к тому, что няня по имени Галина постоянно кричит, аутичный ребенок на человека, который кричит, переносит имя Галина; на человека, от которого пахнет, если это был Сергей, - имя Сергей, на человека, который понимает, уважает, защищает, пытается найти понимание, от которого не хочется уходить и в котором постоянно нуждается ребенок - говорит, что это мама (или другой субъект симбиотической привязанности).
Итак, профессиональная деятельность специалиста, который работает с аутичными детьми и системно организует структуру индивидуальности, требует взаимосвязи психодинамических и личностных качеств, таких как темп, пластичность и социальная ответственность, что положительно коррелируют с социальной смелостью, стрессоустойчивостью в работе с ребенком и его родителями, коммуникативными и организаторскими способностями.
Практический психолог-дефектолог исходит из индивидуальных особенностей аутичных детей согласно их неповторимого личностного типажа, раскрывает в процессе психолого-педагогической диагностики когнитивные, креативные, регуляторно-волевые стили ребенка и создает личностную индивидуально-интегральную позицию по отношению к этому ребенку, а одновременно оценивает собственные личностные показатели эффективной коррекционной работы. Итогом такой работы, прежде всего, является ее прогностическая ценность. Это выражается в разработке индивидуальных прогнозно-коррекционных программ, где учтены не только направления коррекции аутистических нарушений, таких как напряжение, тревожность, аутостимуляции, вербализм, гнев, агрессия и самоагрессия, но и предпосылки и психологический инструментарий для развития положительных качеств и способностей ребенка, а также определены стили его ведущей активности и личности в целом
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)