Психолого-педагогические аспекты развития и формирования личности людей с инвалидностью
Классическая модель образования, которая доминировала до 90-х гг. ХХ века, представила ценностные ориентации и идеалы модернизированной индустриальной цивилизации, в частности ее технократический оптимизм. Целью такой модели образования было формирование эрудированного человека, профессионала в выбранной сфере деятельности. Критерием развития интеллектуальных способностей считалась фундаментальная подготовка специалистов широкого профиля. Классическая система образования осуществляла, прежде всего, интеллектуально-профессиональную селекцию индивидов, формируя профессиональные страты и их квалификационную структуру. К сожалению, пока в нашей стране интеллектуальный потенциал не находит должного применения, что приводит к его деформации и разрушению, что грозит обществу дестабилизацией, поскольку в жизнь входит немало людей с амбициями, которые общество не может удовлетворить.
Таким образом, традиционная технология обучения, построенная на принципе трансляции и воспроизведения студентами готовых образцов человеческой деятельности, с большой вероятностью, может наносить ущерб участникам образовательного процесса, поскольку доминирующая потребность вступает в конфликт с ситуативной доминантой (в виде принудительного учебного задания). В результате этого возникает ситуация тяжелого выбора и, как следствие, психическое напряжение и стресс. Однако и формирование личностных смыслов обучения в личностно-ориентированной модели обучения также не лишено трудностей. Практика показывает, что для того, чтобы у учеников или студентов появилась внутренняя потребность в конструировании зоны своего ближайшего (смыслового) развития, одного только изменения вида психолого-педагогического воздействия недостаточно. Даже в условиях недирективного управления студенты испытывают трудности там, где от них требуют принятия на себя ответственности за собственную учебную деятельность. Они проявляют своеобразную зависимость от управления извне и не склонны распределять контроль учебного процесса.
Программы психологического обеспечения развития мотивации обучения и самореализации студентов, прежде всего, должны направляться на:
- Гуманизацию отношений в образовательной среде. Образовательная среда должна иметь характер развивающей и сохраняющей здоровье, а потому, базироваться на ценностях гуманистического направления и ценностного отношения к себе.
- Оптимизация системы отношений личности, центральное место в которой принадлежит самопринятию, самоуважению, самоуправлению, позитивному отношению к другим (окружающим), что будет способствовать развитию адекватности самооценки, самоинтересу, самопониманию, уверенности, настойчивости, целеустремленности и т.д.
- Формирование целостности восприятия событий жизненного пути, оптимального сочетания прошлого, настоящего и будущего в картине жизни, осознанности жизненных целей и перспектив, объединении жизненных планов с профессиональными и тому подобное.
Основным психологическим методом реализации комплексной программы - является метод социально-психологического тренинга, поскольку активизирующий эффект социально-психологического тренинга обусловлен такими его характеристиками:
- создание безопасной тренинговой среды, обеспечивающей понимание участниками себя и групповых процессов в межличностном общении и взаимодействии;
- создание возможности для активного включения в деятельность, максимально приближенной к профессиональной;
- обеспечение возможности почувствовать себя в другой роли, пережить новые чувства и эмоции в безопасных условиях группы;
- понимание, каким образом каждый из участников влияет на группу в процессе межличностного взаимодействия;
- обеспечение возможности формирования необходимых навыков и умений.
Кроме того, групповые формы психологической работы также способствуют профилактике и ослаблению невротических наслоений: чувство одиночества, беспомощности, тревоги, стимулируют социальную активность, способствуют перестройке отношений с окружающими. Эффективные переживания и опыт, приобретенный в группах социально-психологического тренинга, естественно, переносится в реальный мир и становится частью собственного опыта личности.
При исследовании проблемы адаптации студентов в вузе интенсивность адаптационных процессов определяют три параметра:
- Уровень актуального развития личности.
- Трудности окружающей среды.
- Уровень личной активности и целеустремленности.
Первые два параметра определяют величину адаптационного барьера, который необходимо преодолеть. Таким образом, успешное преодоление адаптационных барьеров возможно двумя путями: уменьшением самого адаптационного барьера и увеличением адаптационного потенциала личности.
Тренинг эффективной адаптации направлен на формирование, увеличение адаптационного потенциала личности. Основная цель тренинга эффективной адаптации - развитие навыков эффективной адаптации: межличностного общения и взаимодействия в новом коллективе, навыков самопознания, рефлексии, самопрезентации и умение взаимодействовать в совместной деятельности.
Цель социально-психологического тренинга эффективной адаптации конкретизируется в следующих задачах:
- овладение необходимыми социально-психологическими знаниями;
- развитие способностей адекватного и более полного познания собственного «Я» и других людей;
- развитие адекватной самооценки и само отношение;
- диагностика и коррекция личностных качеств, умений и навыков, необходимых для успешного взаимодействия в студенческой группе;
- исследование индивидуальных стилей межличностного взаимодействия, и трансформация их в целях эффективной адаптации.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)