Образование: европейский опыт
Развитие общества на основе постиндустриального типа социума, ориентированного на человека, способного к принятию нестандартных, ответственных решений, готового к самостоятельному поиску и освоению знаний требует межкультурного диалога и опережающего, непрерывного образования с существенным усовершенствованием организации неформального образования пожилых людей. Создание Единой мировой информационной системы актуализирует вопрос разработки новых методологических основ философии образования, как таковой, и философии образования третьего возраста, в том числе с акцентированием внимания на личной ответственности перед собственным «Я» и перед обществом.
Взаимозависимость социального развития общества и реализация интеллектуального потенциала, творческих способностей личности регламентирует изменения в институции образования, прежде всего, требует подготовку человека к образованию в течение жизни, развития новой культуры активности людей почтенного возраста, что возможно реализовать в комплексном сочетании формального и неформального образования.
Проблема неформального образования человека третьего возраста требует рассмотрения в координатах межкультурного диалога европейского общества.
Реализация поставленной цели обеспечивается задачами:
- проанализировать специфику организации неформального образования в университетах третьего возраста и государственной политики по удовлетворению образовательных потребностей пожилых людей в контексте европейского опыта;
- предложить рекомендации по перспективам развития образовательной системы ведущих научных школ в контексте межкультурного диалога.
Инновационные изменения европейского общества определяют неотъемлемой составляющей самоорганизации человека и общества XXI века взаимодействие, взаимообогащение, взаиморазвитие культурного разнообразия мира по принципу «жить вместе в равенстве и достоинстве». На Первом саммите глав государств и правительств стран Совета Европы было указано, что уважение к культурному разнообразию и его сохранение является залогом открытого общества. На разных исторических этапах вопрос сосуществования культурного разнообразия находил собственные решения. Так, для периода расцвета в Европе национальных государств характерно ассимилирование, при котором признавался приоритет культуры большинства, которое диктовало господствующий образ жизни. Опыт иммиграции послевоенной Европы предложил новую концепцию общественного строя - мультикультурализм. Оба подхода демонстрируют исключительно противопоставление большинство - меньшинство, а разница заключается только в признании права меньшинства на отделение от большинства вместо поглощения первой второй. Более того, опыт мультикультурализма свидетельствует об углублении проблемы недоразумения между общинами через жесткую фиксацию и абсолютизацию различий, что приводит к ксенофобии и ограничивает права человека из меньшинства.
Указанное нивелирование индивидуальной самоидентификации снимает следующая концепция - транскультурность, которая предоставляет человеку право на осмысление другого как потенциально возможного «Я». Другая культура воспринимается как некоторая возможность собственной культуры. Когда мы включаем в пространство коммуникации собственные возможности быть другим, тогда это транскультура, тогда это конструктивно-коммуникативное пространство создания будущего, а не консервация различий мультикультурализма или просто толерантное отношение к различиям.
Третий саммит глав государств и правительств стран Совета Европы определил следующую концепцию организации общения культурного разнообразия - межкультурный диалог как средство взаимопознания, взаимоуважения, взаимопризнания: «все различны - все равны». Межкультурный диалог позволяет достигать равновесия в поисках самоидентификации при непрерывном процессе добавления новых слоев к своей идентичности без потери первооснов. Однако неправильно идеализировать возможности диалога, который происходит только при добровольном участии человека, при отсутствии такой необходимости - решить проблемы в процессе их обсуждения невозможно, даже невозможно их артикулировать. Поэтому сфера применения межкультурного диалога ограничена, но именно эта модель своей основой имеет признание права человека и верховенство права.
Своевременным для информационной фазы развития мирового сообщества, в частности для европейского, является поддержка межкультурного диалога на просторах повседневной жизни с уважением к фундаментальным правам и свободам человека, среди которых - право пожилых людей на социально-культурную активность. Демографические изменения, происходящие сегодня в структуре европейского общества - снижение уровня рождаемости, увеличение продолжительности жизни - способствуют «взрослению» общества, то есть увеличению количества пожилых людей. Поэтому возникает потребность в переосмыслении роли и места пожилого человека в жизни современного общества и осознание, что продолжительность жизни в Европе поколения демографического бума постоянно растет, люди чувствуют себя здоровыми и активными дольше и стремятся как можно дольше оставаться самостоятельными и социально востребованными.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)