Комплексный подход к работе с детьми со сниженным зрением в условиях общеобразовательной школы-интерната
Дети - это наше будущее. Каждый из нас знаком с ощущением ожидания рождения ребенка. Все родители мечтают о малыше, который принесет в дом радость и счастье. Но, к сожалению, из года в год увеличивается количество учащихся с особыми образовательными потребностями, что побуждает ученых к поиску новых путей обучения и воспитания детей, требующих специального педагогического сопровождения и психологической поддержки.
Среди детей, требующих особого подхода, значительное количество составляют дети со зрительной патологией. В нашей стране нарушения зрения занимают одно из первых мест среди других расстройств.
В целевой программе для учебного заведения «Дети с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении» определена цель: внедрение задач программы и обеспечение комплексного подхода в работе со слабовидящими детьми в школе-интернате.
Задачи программы:
- обеспечение условий комфортного обучения детей с недостатками зрения в школе интернате;
- выработка в учебно-воспитательном процессе единства ученических коллективов обычных и специальных классов;
- формирование личностной самореализации, стимулирование творческой активности, полноценное развитие индивидуальных черт характера детей с особыми потребностями.
Специальные классы формируются на основании заключения городской психолого-медико-педагогической консультации, где дети проходят обследование специалистами.
В учебном заведении должна быть наработана соответствующая материально-техническая и методическая база для осуществления учебно-воспитательной, лечебно-восстановительной, коррекционно-компенсаторной помощи детям с нарушениями зрения и реализации принципов инклюзивного и интегрированного обучения.
Пространство учебного заведения должно быть оборудовано в соответствии с потребностями слабовидящих детей. Лестницы обозначены специальной полоской-разметкой, облегчающей ориентирование. Учителя и воспитатели, которые работают в специальных классах, должны владеть информацией об особенностях зрительных возможностей каждого ученика, с детьми должна выполняться зрительная гимнастика, дыхательные упражнения. В классных комнатах для детей с нарушением зрения должны быть доступны оптические средства индивидуального и коллективного использования. Одним из таких аппаратов является телевизионный увеличитель для слабовидящих, который работает в двух режимах:
- Негативный режим работы (белые буквы на черном фоне).
- Положительный режим (черные буквы на белом фоне).
Это дает возможность учителю дифференцированно подбирать индивидуальные, наиболее оптимальные условия зрительного восприятия объекта учениками. Эффект усиливается встроенной подсветкой. Используя оптический увеличитель, ученики с остаточным зрением включаются во фронтальную работу класса, становятся более самостоятельными и независимыми в обучении, выполняя различные виды работ на различных этапах урока.
Решение задачи инклюзивного и интегрированного обучения требует решения финансовых вопросов и подбора подготовленных специалистов.
Социально-психологическое сопровождение включает в себя коррекционную и профилактическую работу, которая проводится в учебном заведении и в семьях, где воспитывается ребенок.
Как известно, ученики со зрительной патологией испытывают большие трудности в получении внешней информации. Именно поэтому обеспечение доступа к информационным технологиям, открывает им возможность получения знаний в любой форме.
Работа с интерактивной доской позволяет одновременно работать с текстом, графическими изображениями, видео и аудиоматериалами. Яркие цвета помогают задействовать в учебно-воспитательный процесс все сенсорные ощущения учеников. Комплексное использование слова, звука, цвета и возможность рассмотреть мелкие детали дает слабовидящему ребенку хорошие результаты в усвоении знаний, умений и навыков. Использование интерактивной доски увеличивает мотивацию, что повышает активность слабовидящего ребенка на уроке. Интерактивная доска освобождает учащихся от записи учебного материала, также не нужно использовать клавиатуру с мелкими обозначениями, потому что есть возможность распечатать текст. Данный вид работы снимает с ребенка зрительную нагрузку, что позволяет сохранить зрение, задействовать другие анализаторы и улучшить усвоение учебного материала.
Усвоение слабовидящим ребенком практических навыков пользования компьютером и Интернетом дает ему возможность подключаться к современному информационному пространству, передавать и обмениваться информацией, способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, предоставляет личную уверенность и открывает большие возможности общения с миром.
Систематические занятия лечебной физкультурой положительно влияют на функциональное состояние зрительного анализатора детей, повышают показатели скорости переработки информации и скорости распознавания. Кроме того, лечебная физкультура положительно влияет на улучшение кровообращения цилиарных мышц, остроту зрения и внутриглазное давление. Следует также отметить и положительное влияние на гармоничное развитие слабовидящих детей занятий по ритмике. Ритмика является составной физического и музыкально-ритмического воспитания слабовидящего ребенка. Развитие чувства ритма является одним из источников повышения жизненного тонуса человека, залогом его мобильности, ориентации в пространстве, развития психомоторных функций и двигательной памяти.
Ребенок с нарушениями зрения устает быстрее, чем дети без зрительной патологии, поэтому учитель при проведении занятий должен это учитывать. Для уменьшения зрительной нагрузки в школе на уроках чтения и литературы внедряется использование аудиокниг.
Ориентация нашей страны на внедрение инклюзивного и интегрированного обучения требует от специалистов поиска новых стратегий с учетом потребностей ребенка с ограниченными возможностями.
Правильная организация взаимодействия всех процессов и специалистов, согласованная работа медицинских работников, педагогов, дефектологов, психологов, понимание и поддержка родителей - основа организации учебного процесса детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного и интегрированного обучения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)