Основы законодательных норм трудоустройства инвалидов
Современный мир, интенсивно изменяясь, все больше переходит от техногенной цивилизации к антропогенной. Одновременно цивилизованные общества признают человека своей высшей ценностью, а приоритетной целью - направление усилий и ресурсов на его всестороннее развитие как личности. Реализация этой цели предполагает, в том числе и развитие личности человека с физическими, сенсорными или умственными недостатками. Такое развитие невозможно обеспечить без создания и совершенствования специфических социальных инструментов содействия реабилитации, адаптации и интеграции людей с инвалидностью в полноценную общественную жизнь. Решить эту проблему можно в значительной степени благодаря профессиональной реабилитации и трудоустройству людей с ограничениями жизнедеятельности.
Важность этих составляющих проблемы инвалидности обусловлена тем, что для указанной категории населения непрерывное профессиональное образование и трудоустройство представляют собой мощные средства социальной реабилитации как по материальному обеспечению жизненных потребностей, так и в плоскости формирования личности, ее адекватной социальной адаптации.
На сегодняшний день среди специалистов существуют различные взгляды относительно главных детерминант имеющихся трудностей и препятствий занятости лиц с ограничениями жизнедеятельности. Многие считают, что основной проблемой является определенное несовершенство нормативно-законодательной базы, возможность неоднозначной трактовки некоторых законодательных норм работодателями, избежание, таким образом, предусмотренных законом санкций. Другие специалисты видят корни проблемы в недостаточной эффективности механизмов реализации требований действующего законодательства, малом размере штрафов, неполноте и недостоверности отчетности некоторых предприятий и организаций по данным вопросам. Некоторые склонны объяснять все особенностями общественного менталитета в понимании потребностей, места и роли людей с ограничениями жизнедеятельности в современном мире. Указывают также на недостаток осведомленности работодателей и руководителей местных органов исполнительной власти различных уровней относительно экономической целесообразности устройства полноценной занятости для людей с инвалидностью с точки зрения интересов государства. Среди других причин часто выделяют отсутствие специального государственного органа, который бы предметно занимался только занятостью таких граждан. Отмечают также нехватку специально оборудованных рабочих мест на предприятиях и в организациях, несовершенство обычной производственной среды и ее функциональную и архитектурную неприспособленность к возможностям и потребностям инвалидов. Указывают на нежелание работодателей обеспечивать законные льготы в организации труда людей с инвалидностью, недостаточность информационного обеспечения поиска подходящей работы. Отмечают также недостатки системы социальной реабилитации вообще, действующей в стране, в частности таких ее составляющих, как профессиональное образование, профессиональная подготовка, ориентация, реабилитация и тому подобное.
В соответствии с Законом «О занятости населения» государство гарантирует гражданам в трудоспособном возрасте, в том числе лицам с инвалидностью:
- добровольность труда, свободный выбор или изменение профессии и вида деятельности;
- бесплатное содействие государственными службами занятости в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии со способностями, профессиональной подготовкой, образованием, с учетом общественных потребностей;
- бесплатное обучение безработных новым профессиям, переподготовку в учебных заведениях или в системе государственной службы занятости с выплатой материальной помощи;
- компенсацию, в соответствии с законодательством, материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность;
- правовую защиту от необоснованного отказа в приеме на работу и незаконного увольнения, а также содействие в сохранении работы;
- выплату выходного пособия работникам, которые потеряли постоянную работу на предприятиях, в учреждениях и организациях, в случаях и на условиях, предусмотренных действующим законодательством;
- выплату безработным в установленном порядке пособия по безработице, материальной помощи по безработице;
- включение периода переподготовки и обучения новым профессиям, участия в оплачиваемых общественных работах, получения помощи по безработице и материальной помощи по безработице в стаж работы, а также в непрерывный трудовой стаж;
- предоставление работы по специальности на период не менее трех лет выпускникам государственных высших учебных, профессиональных учебно-воспитательных заведений, ранее заявленных предприятиями, учреждениями, организациями.
Основные направления государственной политики в сфере охраны труда определяются Законом «Об охране труда» и основываются на таких определяющих принципах:
- приоритет жизни и здоровья работников, полной ответственности работодателя за создание надлежащих, безопасных и здоровых условий труда;
- социальную защиту работников, полного возмещения ущерба лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- адаптация трудовых процессов к возможностям работника с учетом его здоровья и психологического состояния.
Свою деятельность по охране труда государство направляет на создание надлежащих безопасных и здоровых условий труда, предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Закон «Об охране труда» устанавливает специальные правовые основы охраны труда инвалидов:
- предприятия, использующие труд инвалидов, обязаны создавать для них условия труда с учетом рекомендаций медико-социальной экспертной комиссии и индивидуальных программ реабилитации, принимать дополнительные меры безопасности труда, соответствующие специфическим особенностям этой категории работников;
- в случаях, предусмотренных законодательством, работодатель обязан организовать обучение, переквалификацию и трудоустройство инвалидов в соответствии с медицинскими рекомендациями;
- привлечение инвалидов к сверхурочным работам и работам в ночное время возможно только с их согласия и при условии, что это не противоречит рекомендациям медико-социальной экспертной комиссии.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)