Внедрение новых форм и технологий для работы с лицами с расстройствами аутистического спектра
Каждый год появляется все большее количество детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Если в 90е г. частота встречаемости РАС составляла до 25 случаев на 10 тыс. новорожденных, то, например, по данным Национального агентства по контролю за заболеваемостью США, на 2011 г. частота составляет 1 случай на 88 новорожденных. В 2014 г. американские эпидемиологи опубликовали новый отчет, согласно которому один ребенок из 68 имеет РАС. В России официальные данные не соответствуют действительности и отличаются от общемировых на порядок и больше в виду отсутствия критериев статистического учета детей с аутизмом, а также очень низкого уровня диагностики. Во многом именно этим обусловлено отсутствие системы комплексного сопровождения лиц с РАС, что придает особую значимость проблеме аутизма в России. В сложившейся ситуации проблемным представляется вопрос включения детей с РАС в инклюзивную модель образования. Нельзя рассматривать инклюзию для лиц с РАС в отрыве от всей системы комплексной помощи, путь к инклюзивному образованию для аутиста должен начинаться с колыбели, иначе избежать серьезных проблем в обучении будет трудно, а в ряде случаев вообще сделает его невозможным либо неэффективным. Важным моментом инклюзивного образования на всех возрастных этапах является кадровое обеспечение. Федеральный закон об образовании устанавливает обязанность педагогических работников соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Большинство специалистов, работающих с детьми с РАС, к специальным педагогическим условиям для данной категории детей относят, в числе прочих, следующие условия:
– теоретические знания педагогов по проблематике аутизма и о психолого педагогических особенностях детей с РАС;
– тьюторское сопровождение;
– ресурсное обеспечение в кадровом аспекте, помимо педагога, психологом, дефектологом, логопедом.
На сегодняшний день будущие логопеды, специальные психологи, дефектологи в своем арсенале имеют не более десятка часов лекций по теме аутизма, что явно недостаточно. Из этого следует необходимость включения в образовательную среду иных, дополнительных образовательных пространств. Тем более это актуально для изучения такого нарушения, как РАС.
Соответственно, остро встает вопрос формирования профессиональной компетентности педагогов в условиях ВПО и безусловного принятия ребенка в разрезе РАС. Не первый год внедряет инновационный подход в организации условий подготовки специалистов, который заключается в создании таких образовательных пространств, где и организация и содержание деятельности работает под профессиональную задачу студента. В этой связи очень активно внедряются в образовательный процесс вуза научно образовательные комплексы, филиалы кафедр, работающие на базе образовательных учреждений и т.д. Помимо активного развития этих структурных подразделений, продолжается работа по поиску эффективных технологий профессионального становления специалиста. Поставленные задачи решаются выстраиванием более тесных (партнерских) отношений: институт – образовательное учреждение. Достижение указанных целей представляется не менее эффективным через организацию взаимодействия: институт – социально ориентированная некоммерческая организация.
Опыт работы общественной организации, объединяющей семьи с детьми инвалидами с РАС показал, что привлечение студентов к волонтерской деятельности в организации на протяжении всего периода обучения стимулирует их к самостоятельному повышению уровня профессиональной компетентности в области РАС и постепенно формирует безусловное принятие такого ребенка. Данный опыт дает основание предполагать эффективность взаимодействия. Это взаимодействие на начальном этапе может строиться через волонтерские группы и волонтерскую деятельность в различных мероприятиях и проектах организаций. После отработки и апробации модели такого взаимодействия в дальнейшем возможен подбор СО НКО, обладающих долгосрочными проектными площадками, на которых оказываются услуги детям и их семьям с целью внесения их в список инновационных площадок университета. К примеру, на адаптационно-реабилитационной площадке студенты имеют возможность включиться в работу летнего лагеря и круглогодичной базы отдыха для семей с детьми с РАС, в систему учебно-тренировочного сопровождаемого проживания. На подобных площадках в рамках практик и стажировок студенты совершат «погружение» в тему, получат возможность наблюдать за детьми в естественных для них условиях вне образовательного процесса, учиться общаться с ними, понимать их особенности и потребности, выстраивать командные взаимоотношения с родителями, а также получать дополнительную информацию от специалистов, привлекаемых к работе на проектных площадках.
Подключение проектных площадок в качестве инновационного образовательного пространства обеспечит условия для роста профессиональной готовности за счет формирования позиции безусловного принятия ребенка, позитивного отношения к нему. К таким условиям можно отнести – приобретение студентами «раннего» опыта общения с детьми, формирование способности к педагогической рефлексии, позиции исследователя.
Взаимодействие университета обеспечит ряд взаимных положительных результатов:
– общественные организации через подобное сотрудничество смогут повысить статус как самой организации, так и своих реабилитационных и образовательных площадок, что, в свою очередь, позволит привлекать больше бюджетных средств через гранты и субсидии. Университет также приобретет партнеров для грантовой деятельности, что повысит эффективность проектирования, а значит, расширит возможности для получения финансирования;
– университет получает новый нестандартный подход в системе стажировки и практики студентов через площадки совершенно новой формации на базе общественных организаций;
– данная форма сотрудничества позволит уже на ступени бакалавриата выделить наиболее заинтересованных в развитии, наиболее мотивированных будущих специалистов (кто как ни родители смогут объективно это оценить), определить тех студентов, в развитие которых институту имеет смысл вкладываться в дальнейшем;
– не будут испытывать острого дефицита волонтеров, самостоятельно не так просто поддерживать данное направление работы.
Наверняка в процессе сотрудничества обозначатся и иные результаты.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)