Особенности самосознания умственно отсталых детей младшего школьного возраста
Проблема умственной отсталости занимает одно из главных мест в дефектологии, что обусловлено относительной распространенностью этой аномалии развития. В настоящее время остро стоит проблема интеграции детей с умственной отсталостью в социум, поэтому необходимо исследовать особенности самосознания, которое во многом определяет личностное развитие и особенности регуляции поведения в обществе.
В современной отечественной и зарубежной психологии существует достаточно обширная литература по изучению гендерных аспектов самосознания детей с нормой развития. Проблема же развития гендерных аспектов самосознания детей с умственной отсталостью является недостаточно изученной.
Опираясь на теоретические предпосылки рассмотрены особенности формирования гендерного самосознания детей с нормой и нарушенным интеллектом в двух аспектах:
– формирование полового самосознания или гендерной идентичности, включающее процесс познания своего и противоположного пола.
– усвоение индивидом социального опыта, психосоциальных установок, определенных способов поведения, деятельности, присущих представителям того или другого пола .
Особенности формирования гендерной идентичности детей в норме и при нарушении интеллекта. Гендерная идентичность – аспект самосознания, описывающий переживания человеком себя, как представителя определенного пола.
Первичная гендерная идентичность, опознавание своей половой принадлежности, формируется у ребенка к полутора годам, составляя наиболее устойчивый, стержневой элемент его самосознания. В этот период дети научаются правильно относить себя к определенному полу, определять пол своих сверстников, различать мужчин и женщин. Формирование гендерной идентичности связано с развитием самосознания ребенка. Начиная с возраста 1–1,5 года, дети идентифицируют себя со своим именем, откликаются на него и называют им себя, а к трем годам начинают правильно использовать местоимение «Я», равно как и другие личные местоимения. Граница между «Я» и «не Я» первоначально проходит по физическим границам собственного тела. Именно осознание своего тела является ведущим фактором в структуре самосознания детей до трех лет. С возрастом объем и содержание этой идентичности меняется. В постнатальном онтогенезе биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными.
К 3–4 годам ребенок ясно различает пол окружающих его людей, однако может не знать, в чем заключается различие между ними. По признаку пола и возраста организуются формальные и неформальные детские коллективы. Важнейшим способом обучения типичному для пола поведению является наблюдение и подражание. Идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с человеком, «роль» которого ребенок принимает, ставя себя на его место. Ярким примером этого является ролевая игра.
Психологическое обретение пола начинается именно в дошкольном возрасте, развивается и наращивается на протяжении всей жизни человека.
Гендерная идентичность к концу дошкольного детства сформирована практически у всех детей, однако в ее основе чаще всего лежат внешние половые признаки (имена, одежда). Более существенные половые признаки (эмоциональные привязанности, интересы, деятельность) в большинстве случаев не осознают. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения
В 6–7 лет ребенок осознает необратимость своей половой принадлежности и строит свое поведение в соответствии с ней. Возникает понятие о постоянстве пола – дети понимают, что пол устойчив и постоянен, что пол сохраняется на протяжении жизни в любых ситуациях. За годы обучения в начальной школе дети продолжают вырабатывать и развивать гендерные стереотипы и в то же время приходят к большей гибкости во взаимодействиях с другими людьми. Дети с интеллектуальной недостаточностью заслуживают особого внимания в области полового воспитания, так как имеющиеся у них отклонения в формировании гендерной идентичности и освоении половых ролей оказывают влияние на дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)