Как учить ребенка наблюдать окружающую среду
Важным фактором обогащения знаний ребенка об окружающей среде является наблюдение. Именно во время наблюдения формируется умение наблюдать
- Свойство, которым нужно овладеть до школы. Наблюдательность - это умение выделять объект и видеть в нем существенное, замечать признаки, качества, изменения в предметах, самостоятельно делать элементарные выводы. Пятилетний Андрюша с радостью сообщает: "На дворе падает снег, скоро он укроет землю и наступит Новый год". Мальчик заметил признаки зимы, сделал свои первые выводы. У детей с задержкой психического развития заметны значительные трудности формирования этого умственного действия. Прежде всего, они связаны с болезненными проявлениями психического состояния ребенка. Это может быть расторможенность, когда ребенок не может длительное время концентрировать внимание на конкретном объекте, а когда ребенок заторможен, ему трудно выделить объект для наблюдения. Существенным препятствием является несовершенное восприятие, что сужает поле зрения ребенка, и снижена познавательная активность, когда малыш может пройти и не заметить в предмете или явлении того, что привлекает внимание его сверстников. Поэтому такого ребенка нужно специально учить наблюдать.
Наблюдаем за растениями.
Для этого следует выбрать растение, которое заметно меняется в течение дня, например одуванчик. Или длительно наблюдать за каким-то одним растением, например, деревом, растущим возле вашего дома. Подведите к нему ребенка, скажите как оно называется, а он пусть повторит название. Покажите ребенку кору, какая он на ощупь, назовите его цвет. Спросите у ребенка: "Какого цвета листья? Какой он формы? Листочки одинаковые по размеру?" Помогите малышу ответить на эти вопросы. За одним и тем же деревом стоит наблюдать в разное время года. Ребенок замечает изменения, происходящие в природе, вместе с вами вспоминает, как выглядит дерево в разные времена года: нежные светло-зеленые листочки весной, летом - темно-зеленые жесткие листья, осенью - желтые, а зимой дерево с голыми ветвями. Детей надо привлекать сравнивать несколько деревьев, спрашивая их о различии. Но перед этим взрослому необходимо показать и рассказать о характерных признаках каждого дерева. Покажите малышу кусты, расскажите по каким признакам, например, куст смородины, отличается от яблони, вишни.
Интересным объектом для наблюдения в природе являются цветы. Проходя с ребенком мимо клумбы, обязательно обратите его внимание на цветы. Сначала выберите какую-то одну и назовите его, пусть ребенок повторит за вами это название. Обратите внимание ребенка на лепестки, цвет, форму цветка, рассмотрите листочки. Пусть ребенок покажет такие же цветы, и вместе с ним сравните их с другими, которые растут рядом на клумбе. Объясните, в период лета они цветут.
Зимой можно наблюдать за ветвями тополя, ивы, вишни, смородины, поставленными в вазу с водой, и с птицами, которые прилетают к кормушке. В то же время следует помнить, что инициатором наблюдения на этом возрастном этапе должен быть взрослый.
Развитие познавательной деятельности.
У детей с задержкой психического развития умственные действия формируются с отставанием и недостаточно продуктивно, к тому же, несовершенными являются процессы познавательной деятельности: сужено и ограничено восприятие, недостаточная память и внимание. Поэтому детей нужно специально учить различать и называть цвет, форму, размер предметов, их расположение в пространстве, уметь применять эти знания на практике. Во время занятий следует помнить, что ребенок, который отстает в психическом развитии не только пассивен, а и легко отвлекается.
Поэтому, когда вы учите ребенка, ничто не должно отвлекать его от занятия. Необходимо убрать лишние вещи в ближайшем окружении, позаботиться чтобы было тихо, и сам взрослый не отвлекался на посторонние дела. Занятия проводятся в виде игры. Это важно, потому что дети еще не готовы целенаправленно учиться, новые знания лучше усваивают тогда, когда они вызывают интерес, когда представлены доступно.
Формирование представления о цвете.
При формировании представления о цвете с малышом надо последовательно выполнить следующие задачи:
- подобрать предметы конкретного цвета по образцу (предмет) и словесной инструкции (указанию)
- подобрать предметы такого же цвета;
- составить группы предметов одинаковых по цвету;
- сделать конструкции и аппликации с учетом цвета выложить узоры, орнаменты из мозаики.
Игры для ознакомления с цветом.
Игра "Где чей цвет".
Взрослый дает ребенку кружочки основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый) и предлагает поставить на каждый из них игрушки и предметы соответствующего цвета. Действия сопровождаются называнием предметов, игрушек и их цветов.
Игра "Подбери такой". Взрослый дает кружочки основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый) и 4-5 оттенков каждого из них. Ребенок должен подобрать к основному цвету его оттенки и назвать их: "красный", "светлый", "еще более светлый", "совсем светлый".
Игра "Сложи башню по цвету".
Для этой игры нужно подобрать цветные разборные башни, пирамиды. По указанию взрослого малыш составляет башню соответствующего цвета. Нанизывание колец и частей башни сопровождается называнием цвета и размера: "большое красное кольцо", "теперь меньше, розовое".
Как учить ребенка рассказывать о предметах.
В школе ребенок должен научиться описывать знакомый предмет, используя знания о цвете, форме, размере. Обычно, когда дети самостоятельно рассматривают предмет, они почти ничего не могут рассказать о его свойствах. Это можно проиллюстрировать следующим примером. Дошкольникам с задержкой психического развития демонстрируется игрушка "Буратино". Они правильно называют игрушку: "Буратино", рассказывают, что видели его рисунок в книге, или слышали о нем сказку, видели фильм и т.п., но не называют никаких существенных признаков. Эти высказывания подтверждают мнение психологов о том, что ребенок, глядя на предмет, не анализирует его, а только вспоминает, что слышал о нем раньше. По просьбе внимательнее рассмотреть игрушку "Буратино" и рассказать о ним дети, преимущественно, выражают эмоциональную оценку; иногда называют мало признаков, а затем прибегают к фрагментарному перечню частей игрушки, называя отдельные его свойства, или же знакомые цвета ( "У него штанишки синие", "У него шапка красная" и т.д.).
Разносторонний и последовательный анализ основывается на умении различать цвета, форму и величину предмета, расположение предметов и их частей в пространстве.
Этому умению ребенка следует специально обучать. Для описания надо подбирать известные ребенку предметы, игрушки, рисунки. Сначала взрослый показывает образец описания конкретного предмета.
Например: "Это кукла. Куклу зовут Маринка. У него голубые глаза, белые волосы, розовые щеки, красные губы, маленький нос. Она улыбается. Одета кукла в платье синего цвета и белый фартук. На ногах - белые носки и синие туфли. На голове голубой бант. С куклой дети играют, кормят, кладут спать, одевают его ". Затем выбирают другой предмет. Взрослый напоминает ребенку, в какой последовательности нужно рассказывать, спрашивая: "Как это называется? , " Из чего сделан? ", " Для чего нужен? "
В процессе анализа предмета важно поддерживать тесную связь между наблюдением, практической деятельностью и развитием речи ребенка.
Организовать практическую деятельность, направленную на выделение определенных признаков предмета, можно во время прямого действия с ним. Например, во время прогулки в парк вместе с малышом соберите листья с разных деревьев и кустов, дома научите ребенка сравнивать их наложением друг на друга, выясните признаки листьев, обведя их контуры карандашом на бумаге, определите на ощупь особенности поверхности и тому подобное.
Помните, ребенок быстрее научится анализировать предметы, если его привлекать к изготовлению различных аппликаций, рисованию, раскраске, созданию поделок из природного материала. В начале обучения этот вид деятельности помогает ребенку показать, как он воспринимает предмет, то есть то, о чем он еще не умеет рассказать.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)