Коррекционно развивающие и коррекционно образовательные технологии в образовании детей с нарушением интеллекта
Основой государственной образовательной политики последних лет является развитие специальных условий для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, выбора для них оптимальных средств помощи. Право на образование каждого ребенка является большим достижением современного общества. Обучение очень разнородной по своему составу группы детей ставит новые задачи перед специальными (коррекционными) школами. В последние годы много сделано для обучения детей с умеренной умственной отсталостью, сложной структурой дефекта. Были созданы специальные учебные планы, педагоги стали осваивать новое содержание образования. Однако через небольшое время специалисты поняли, что классические образовательные условия для детей с легкой степенью умственной отсталости не являются в полной мере адекватными для новой категории детей. Безусловно, что в основе лежат общие дидактические и коррекционно- развивающие принципы. Ведущими являются принципы: научности, доступности, системности, наглядности, комплексности, природо-сообразности, опоры на зону ближайшего развития, развития высших психических функций, формирование мотивации к обучению. Также реализуются индивидуальные и дифференцированные подходы, личностно-ориентированный подход, практическая и коррекционная направленность обучения. Однако этого недостаточно для успешного обучения детей с умеренной умственной отсталостью, со сложными структурами дефектов. Особое внимание педагоги уделяют поиску новых технологий обучения.
Педагогам бывает сложно разобраться во всем многообразии современных определений, классификаций и трактовок педагогических технологий, адаптировать их к учащимся с нарушениями интеллекта. Специальные коррекционно-образовательные технологии по своей сути являются инструментом образовательного процесса и существуют в рамках единых подходов и принципов, целей и задач, содержания и организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Условно специальные образовательные технологии можно разделить на две большие группы:
1. Коррекционно развивающие технологии, которые используют методы двигательной или моторной коррекции. Они получили ещё название телесноориентированных методов. Они направлены на содействие в развитии сенсорной и моторной сферы, восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, развитие невербальных компонентов общения с целью улучшения психических процессов, психического самочувствия при взаимодействии с другими людьми. Также они содействуют общему развитию личности и оздоровлению ребенка. Коррекционно развивающие технологии реализуются на индивидуальных и групповых занятиях по лечебной физкультуре, развитию психомоторики и сенсорных процессов, логопедии (коррекция произносительной стороны устной речи), на занятиях психолога в сенсорной комнате.
2. Коррекционнообразовательные технологии, которые используют когнитивные методы работы, ориентированы на формирование познавательной активности, на обучение и преодоление трудностей усвоения школьных знаний, формирование высших психических функций, в том числе и речи. Данные методы активно применяются в коррекционной работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Не все из них могут использоваться в работе с детьми, имеющими глубокую и тяжелую степень интеллектуальных нарушений. К коррекционнообразовательным технологиям относятся технологии, применяемые на общеобразовательных уроках, уроках трудового обучения, предметнопрактической деятельности, технологии развития речевых и мыслительных процессов и т.д.
Чаще всего данные технологии применяются педагогами в комбинированном виде. Так технология обучения и воспитания Монтессори является ярким примером комбинирования специальных образовательных технологий, сочетающих в себе развивающий и обучающий потенциал. Большинство учащихся с ОВЗ обучаются в рамках традиционной классноурочной технологии. В её рамках педагоги комбинируют другие коррекционно развивающие и коррекционнообразовательные технологии. В этом случае принято говорить о применении элементов той или другой технологии.
Так элементы здоровьесберегающих технологий нашли свое постоянное место на уроках в инклюзивных школах. Учителя проводят разнообразные, физкультминутки, гимнастику для глаз, упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, самомассаж, минутки релаксации. Систематическое применение элементов здоровьесбережения позволяет не только сохранять и укреплять здоровье учащихся, но и формировать у них отношение к здоровью как к ценности. Также часто используются в образовательном процессе учителями упражнения, расширяющие сенсомоторный репертуар, развивающие межполушарное взаимодействие.
Технология классноурочного обучения имеет рад специфических черт в инклюзивной школе. Урок имеет четкую структурную организацию, во многих школах сокращен по времени до 40 минут. На уроках в большом объеме используется наглядный материал, организуется мультисенсорное восприятие. На закрепление и автоматизацию учебных и трудовых навыков уделяется большее время, чем в массовых школах. Кабинеты оснащаются специальным оборудованием для облегчения восприятия учебного материала (наборы «Нумикон», разноколичественные счеты и т.п.)
Информационнокоммуникационные технологии прочно вошли в жизнь специальной школы. Учителя активно используют в своей практике различные презентации, тренажеры, электронные тесты и игры, разработанные самостоятельно или скачанные из Интернета. Появилась возможность показать на уроке отрывки из видеофильмов, прослушать аудио записи. И хотя оснащение большинства коррекционных школ компьютерами все ещё недостаточное, учителя используют информационнокоммуникационные технологии не только в целях обучения, но и для самообразования. Активно пополняются педагогические сайты и порталы разработками учителей, логопедов, психологов, что способствует обмену педагогическим опытом.
Выпускники составляют неотделимую часть общества и выходят в обычную жизнь социума. Изменения в жизни современного общества диктуют необходимость изменения технологического арсенала педагога. Принимая государственную политику в области образования, учитывая реализацию общеобразовательными школами необходимо обеспечить единые подходы к образованию учащихся массовых школ и учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому в образовательном процессе специальных (коррекционных) школ стало возможно использовать элементы технологий проектного обучения, развития критического мышления. Конечно, данные технологии могут быть полезны лишь в работе с относительно «сохранными» детьми, т.е., имеющими легкую умственную отсталость.
В последнее время всё чаще в законодательстве речь идет о необходимости развития системы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако данный вопрос остается недостаточно проработанным практически. Большинство специалистов психологопедагогического профиля признают, что общеобразовательные школы в настоящее время не готовы принять в свои стены детей с выраженными интеллектуальными проблемами, сложной структурой дефекта. А значит, разработка оригинальных педагогических технологий в рамках инклюзивного образования является в настоящее время является одним из самых перспективных направлений развития специальной педагогики.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)