Стресс-факторы в процессе обучения лиц с ограниченными физическими возможностями
Стресс-факторы в процессе обучения лиц с ограниченными физическими возможностями в интегрированных образовательных учреждениях
Несмотря на адаптацию учебных программ, благосклонное отношение педагогического коллектива и других воспитанников интегрированных учебных заведений, учащиеся (студенты) с ограниченными физическими возможностями, которые учатся в таких заведениях, переживают стрессовое состояние.
Стресс является неспецифическим ответом организма на любое предъявленное ему требование. Специфика развертывания стрессового состояния обусловлена тремя основными факторами: интенсивностью и продолжительностью действия имеющегося стресс-раздражителя, уровнем способности конкретного организма противостоять этому стрессору и общим контекстом ситуации, в которой проявляется действие стресогена.
Выделены следующие стресс-факторы в процессе обучения лиц с ограниченными физическими возможностями в интегрированных учебных заведениях.
1. Ощущение собственной неполноценности. Несмотря на гуманное отношение со стороны окружающих, лица с физическими недостатками в основном чувствуют собственную неполноценность по сравнению с учениками (студентами), которые учатся рядом. Это накладывает негативный отпечаток на процесс общения с окружающими. Особенно это проявляется в процессе совместного отдыха во внеурочное время, ведь для инвалидов активный физический отдых, в основном, является весьма ограниченным. Часто усиливает чувство неполноценности и снисходительное отношение преподавателей к ученикам (студентам) с ограниченными физическими возможностями, ведь к знаниям такого ученика (студента) преподаватели, как правило, подсознательно выдвигают несколько ниже требования. Это усиливает у лиц с физическими недостатками стресс неполноценности.
2. Трудности в общении со сверстниками. Причиной здесь могут выступать как физические препятствия (серьезные недостатки зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата), так и психологические (ощущение собственной неполноценности, отказ в общении со стороны части одноклассников (одногруппников)). Следствием этого может выступать частичная изоляция от окружающих (добровольная или вынужденная).
3. Трудности в усвоении учебного материала. Некоторый учебный материал требует обязательной визуализации, что невозможно при наличии серьезных недостатков зрения. Тоже самое касается и материала, который воспринимается исключительно на слух и т.д. Существуют проблемы с использованием специальных средств для обучения инвалидов: так, например, пока немного заведений интегрированной ориентации имеют полные аудиокурсы лекций учебных дисциплин. Также существует нехватка учебной и специальной литературы, переведенной шрифтом Брайля и тому подобное.
4. Трудности передвижения. Немалая доля лиц с ограниченными физическими возможностями испытывают сложности в процессе передвижения. Это касается как территории учебного заведения, так и поездки к месту учебы.
Такие проблемы уменьшают у части инвалидов желание учиться в интегрированных учебных заведениях.
Все эти стресс-факторы взаимосвязаны между собой и в основном проявляются в комплексе. Уменьшение влияния рассмотренных факторов стрессов у лиц с ограниченными физическими возможностями и является одной из основных задач учебных заведений инклюзивной ориентации.
Формирование духовности как один из аспектов деятельности преподавателя высшего учебного заведения
Мировая экологическая угроза обнаружила ошибочность духовных ориентиров человека - ценностных, познавательных, деятельностных, которые сложились в течение трех последних столетий, и показала первостепенность проблемы духовности среди глобальных проблем современности.
В деятельности преподавателя высшей школы первейшим условием формирования духовности является осуществление процесса самопознания и обращения человека к культуре, которая существует в определенной символической форме - языке, мифологии, искусстве, науке, религии, как к необходимому условию его жизненной ориентации, открытие среди культурных ценностей тех, которые отвечают потребностям и стремлениям его внутреннего духовного мира. При этом личность должна приобщаться, прежде всего, к национальным истокам культуры, родного языка, не теряя исторические символы, которые обогащают и усиливают возможности духа и жизненную энергию души.
Отношение к культуре должно быть бережным, проникнутым сознанием, что приобретенное народом на протяжении тысячелетий может быть потерянным всего лишь несколькими безответственными поколениями.
Ответственное отношение человека должно касаться всех сфер бытия:
– сохранения жизни на планете, различных его форм, в том числе и жизни человеческого рода;
– сохранения и приумножения культурных, цивилизационных достижений своего и других народов, наций, национальностей;
– сохранения исторических памятников и исторических форм опыта.
Аналогичным должно быть отношение к личной духовности, основанное на осознании, что каждый из нас постоянно рискует потерять человечность, не только от великого до смешного - один шаг, но и такое же расстояние от человеческого к животному и ниже животного уровня, наша жизнедеятельность - это движение по лезвию бритвы, постоянное решение проблем, которые за нас никто не решит, это постоянный выбор между разными моделями жизни, между различными моделями человека.
Достижение или не достижение высших уровней потребностей зависит от основополагающего принципа, согласно которому человек реализует свою жизнь - принципа владения или бытия. Потребительское отношение к миру является господствующим в индустриальном обществе. Все внимание человека-потребителя направлено наружу, на предметы, которыми он стремится завладеть, и потому закономерно теряет интерес к внутреннему миру, к высшим ценностям, которые должны определять его человеческое лицо. В результате этого, он деградирует, не достигнув в жизни того уровня развития, который мог бы реализовать.
Совсем другим становится человек, придерживающийся принципа бытия. Он, прежде всего, стремится внутренне расти, обновляться, любить, преодолевать изолированность своего «Я», делиться сокровищами своего духа. Внутренний рост, прежде всего, связан с этическим и эстетическим совершенствованием.
Сравнивая людей, имеющих различную ориентацию - на владение и на бытие, отмечается, что в сфере обучения тот, кто имеет установку на владение, будет стремиться формально завладеть определенной суммой знаний: на лекции он будет пытаться записать все, что было им услышано, в процессе чтения - запомнить главные мысли автора, чтобы на экзамене их воспроизвести. Тот же, кто нацелен на бытие, воспринимает информацию активно и творчески, руководствуясь как познавательным интересом, стремлением познать истину, так и размышлениями о том, как услышанное или прочитанное поможет решить поставленные им жизненные проблемы разного уровня - от сугубо личных до мировых, к которым он чувствует свою причастность.
Преподаватель высшей школы не может научить студента посредством передачи знаний. Он может только открыть дверь в мир духовности (или этого не сделать). Смысл жизни - это выбор между скукой обычного существования, материальным достатком, эмоциональными сладостями и жаждой подвига, служение добру, людям.
Поиск смысла своей деятельности - это мученические размышления, сомнения, драма личности педагога. Найти смыслы в педагогической деятельности означает, в конечном итоге, переход педагога в мир духовности. Тогда его обязанностью будет открывать двери в этот мир другим.
Задача педагога - показать, что Духовный Мир существует, и каждый может в нем жить. Люди, в том числе и ученики, студенты, их родители, в своем бытии больше озабочены заботами повседневности. Такое бытие очень локализует Мир человека, в котором много проблем, неурядиц, несправедливостей, уныния, «безвыходных ситуаций», зла и тому подобное.
Можно выделить следующие структурные компоненты духовности:
- индивидуальная выраженность человека;
- духовные потребности человека;
- познавательные потребности человека;
- социальные потребности человека;
- потребность само-актуализации человека;
- потребность деятельности человека
Итак, критериями духовности являются:
- ориентация человека на высшие эстетические ценности, поступки по совести;
- отношение человека к общественной деятельности;
- стремление человека к познанию;
- понимание человеком смысла бытия.
Таким образом, анализ основных подходов к определению проблемы духовности, дает основания отметить, что в учебно-воспитательном процессе вуза большое внимание необходимо уделять формированию у студентов ориентации на бытие и стремлению постоянно внутренне расти.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)