Формирование здорового образа жизни у студентов высшего учебного заведения интегрированной среды
Идеологические основы формирования здорового образа жизни демонстрируют существенное отличие на международном уровне принятого современного подхода от традиционно привычного. Эти идеологические основы формирования здорового образа жизни определяют идеи пропаганды:
- формирование здорового образа жизни касается не только официально специализированных структур здравоохранения или оказания услуг здорового образа жизни, а выходит за их пределы, нарушая проблемы общего благосостояния;
- здоровье - главный ресурс для общественного и личного социального и экономического развития, важное измерение качества жизни, показатель конкурентоспособности человека;
- политические, экономические, общественные, культурные, поведенческие и биологические условия существования - все они могут либо способствовать здоровью, либо вредить ему. Сделать эти условия благоприятными возможно, принимая меры по формированию здорового образа жизни;
- применение идеологии формирования здорового образа жизни само по себе еще не является залогом положительных изменений, так как люди не могут достичь своего полного потенциала здоровья, если не в состоянии контролировать все факторы, определяющие их здоровье. Поэтому политика формирования здорового образа жизни должна определять направления деятельности, где требуется контроль реальной ситуации;
- мероприятия по формированию здорового образа жизни должны быть направлены на уменьшение различий в существующем состоянии здоровья и обеспечение людям равных возможностей и ресурсов для достижения своего полного потенциала здоровья.
Еще один принцип формирования здорового образа жизни - приспособление. Имеется в виду необходимость максимального приспособления деятельности по формированию здорового образа жизни (программ, мероприятий, инициатив) к условиям ее реализации, то есть к потребностям и возможностям отдельных групп людей, сообществ, организаций, регионов, стран, учитывая особенности их общественного, экономического и культурного устройства.
Цель формирования здорового образа жизни - способствовать достижению здоровья в широком смысле благополучия и здоровья для всех, на всех уровнях, во всех сферах, со всеми детерминантами (предпосылками). Основной механизм формирования здорового образа жизни заключается в том, что формирование здорового образа жизни наделяет отдельных лиц (групп людей, общества) способностью положительно влиять на проблемы здоровья. Создание посредством формирования здорового образа жизни того понимания, что только самим лицам (группам, обществам) в первую очередь, а не государству или специальным институтам принадлежит право выбора поведения (право инициатив, решений, действий), существенно повышает контроль собственной жизнедеятельности и, соответственно, увеличивает потенции положительных воздействий на проблемы здоровья.
Возможные пути совершенствования профессиональной подготовки социальных работников
Анализ достижений отечественного опыта профессиональной подготовки социальных работников, а также прогрессивных идей зарубежного опыта позволяет сделать вывод, что систему их профессиональной подготовки целесообразно базировать на таких общепризнанных подходах:
- опора в процессе профессиональной подготовки на этику, идеалы, ценности социальной работы;
- наличие системы требований к претендентам учиться социальной работе;
- стремление строить процесс профессионального обучения в контексте непрерывного образования;
- подготовка будущих социальных работников к работе с личностью и в личностно-ориентированном контексте.
Для определения изменений, нововведений, преобразований в системе подготовки специалистов социальной сферы, как правило, используются термины «модернизация», «реформирование», «развитие», «модификация», «трансформация» и другие. Если говорить о модернизации социального образования в нашей стране в целом, то в первую очередь стоит отметить процесс расширения сфер влияния социальной работы, переосмысления профессионального статуса социальных работников и стремление модернизации их профессиональной подготовки в соответствии с европейскими требованиями и стандартами.
В мировой практике модернизация системы социального образования осуществляется в следующих направлениях:
- внедрение процедуры определения профессиональной пригодности;
- признание целесообразности осуществления профессиональной подготовки социальных работников в контексте непрерывного образования;
- постоянное расширение специальностей и специализации специалистов социальной сферы;
- внедрение процедуры «признания профессиональной компетентности» для работающих социальных работников;
- развитие высшего профессионального образования в области социальной работы;
- усиление партнерского взаимодействия между учебными заведениями и социальными учреждениями;
- развитие международного сотрудничества в контексте интеграционных процессов.
Для социального образования нашей страны новой является идея внедрения процедуры «признания профессиональной компетентности», которая предусматривает возможность подтверждения специалистом своих профессиональных компетенций на основе имеющегося профессионального опыта. Идея внедрения процедуры «признания профессиональной компетентности», несомненно, отвечает интересам нашей страны, потому что она направлена на повышение социального статуса специалистов. Ведь значительное количество практиков социальной сферы не имеют специального профессионального образования. Благодаря этой идее они получают реальную возможность получить соответствующий диплом или свидетельство.
Важным направлением модернизации социального образования является реформирование программ профессиональной подготовки по различным специальностям в области социальной работы. Образовательно-профессиональная программа подготовки социальных работников включает профессиональный, содержательный и сертификационный компоненты. В профессиональном компоненте указаны сферы профессиональной деятельности, функции и компетенции данного специалиста. Содержательный компонент включает перечень учебных блоков подготовки по конкретной специальности, раскрывает их содержание, формы и методы подготовки. Сертификационный компонент содержит перечень выпускных экзаменов, раскрывает их содержание и цели. Подобное структурирование позволяет:
- выделить те компетенции специалиста социальной сферы, которые соответствуют новым требованиям социальной деятельности;
- модернизировать и настроить курс подготовки путем усиления индивидуального подхода к каждому студенту;
- повысить их конкурентоспособность на рынке труда.
Важным направлением модернизации системы социального образования является усиление партнерского взаимодействия между учебными заведениями и социальными учреждениями, между учебными заведениями в сфере высшего и учреждениями последипломного социального образования и уровня научных исследований в области социальной работы.
Реформирование современного социального образования целесообразно осуществлять в контексте:
- международной интеграции;
- индивидуализации обучения;
- сотрудничества высших учебных заведений с социальными учреждениями;
- междисциплинарного характера содержания образования;
- современных достижений в области практической деятельности;
- внедрения инновационных технологий обучения;
- подготовки будущих специалистов к работе в поликультурном пространстве, - к осуществлению деятельности превентивного характера.
Значение профессионально-направленной подготовки на формирование специалистов
Среди объективных и субъективных причин резкого снижения уровня здоровья студенческой молодежи являются:
– глубокий социально-экономический кризис;
– глобальные экономические проблемы;
– слабая материально-техническая база;
– несовершенная структура системы здравоохранения;
– отставание имеющейся в стране системы принципов, методов и способов охраны и укрепления здоровья от требований сегодняшнего дня;
– расхождение систем знаний, которыми оперирует национальное образование, и реалий того, что мы имеем сегодня в результате бурных социально-экономических изменений.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)