Кондуктивная педагогика в ключе инклюзивного образования
Впервые методику кондуктивной педагогики начали применять в Будапеште, ее разработал профессор Андраш Пете, поэтому ее другое название - система Пете. А. Петьо основал в Будапеште Центр для людей с нарушениями моторики, известный сегодня как Институт Пете. Кондуктивная педагогика - это эффективная методика обучения детей с множественными проявлениями инвалидности, в том числе детей с детским церебральным параличом. Сегодня этот метод широко используется в Великобритании, Бельгии, Израиле, Голландии, Японии, Германии, Канаде, Норвегии, Польше.
Кондуктивная педагогика - система интенсивной реабилитации лиц с нарушением моторики, которая охватывает все аспекты развития: физический, коммуникативный, языковой, эмоциональный, образовательной, бытовой.
Кондуктор должен действовать как психолог, педагог, кинезиотерапевт, терапевт должен понимать проблемы ребенка как медик. То есть это - высококвалифицированный специалист, который ищет пути поощрения, мотивации деятельности ребенка, чтобы выявить ее возможности, изменить отношение к жизни и своего места в нем. Задача кондуктивной педагогики - улучшить двигательные функции и увеличить независимость в повседневной жизни.
Традиционные подходы к специальной педагогике, к сожалению, в основном предусматривают пассивность ребенка. Метод кондуктивной педагогики требует активного участия ребенка в преодолении своей инвалидности, правильно поставленная цель дает ребенку должную мотивацию к занятиям, повышает самооценку. Интенсивность этой методики предполагает непрерывное участие ребенка в различных видах деятельности, каждый этап развития усиливается и поддерживается педагогом, детей учат думать и действовать в различных ситуациях.
Кондуктивная педагогика рассматривает ребенка в совокупности с его окружением, ученики работают в группах, к каждому ребенку применяется индивидуальный подход, процесс обучения и реабилитации является нераздельным. Этот процесс приятный, эмоциональный, в форме игры, поэтому интересен для детей, обыденность и ритмичность помогает выработке чувства долга, социальное взаимодействие способствует развитию детских способностей, созданию личности.
Важная задача в системе кондуктивной педагогики - развитие движений. Причиной вторичного нарушения моторики часто является отсутствие опыта из-за отсутствия движений. Положительное отношение к выполнению двигательных упражнений и желание достичь успеха в них усиливает стимуляцию головного мозга, что в свою очередь делает контроль мозга над выполнением движения, облегчает задачу формирования правильных стереотипов движения. Таким образом, двигательное ограничение ребенка преодолевается и с биологической, и с педагогической стороны.
При проведении двигательных упражнений используется специально разработанное для этой методики мебельное оборудование: лесенки, столы, изготовленные из отдельных деревянных закругленных лакированных планок. Выполняя упражнения, ребенок учится правильно захватывать планки, лежа на столе, учится извлекать руки, что уменьшает спазм сгибателей, подтягиваться и продвигаться вперед, переворачиваться, лежа на животе и на спине. Ребенок учится сидеть правильно, сохраняя равновесие, для этого используются лесенки: ребенок с широко расставленными руками держится за лесенку, поставленную на расстоянии вытянутой руки. Постепенно, с использованием лесенки ребенок учится вставать, с помощью специального кресла со спинкой лесенкой учится делать первые шаги, возможно, с использованием специальной обуви.
Все шаги и упражнения выполняются для того, чтобы у ребенка была цель действия и ее реализация сформировалась как единый четкий образ, причем эти образы строятся в мозгу ребенка шаг за шагом, где каждый предыдущий является базой для выполнения следующего. Кондуктор влияет и на способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми, и каждое достижение в учебе - это тоже лишь подготовка к последующей деятельности. Успех зависит от того, как кондуктор соединит мотивацию деятельности ребенка с созданием условий, необходимых для преодоления трудностей ребенка.
По убеждению последователей профессора Пете, кондуктивная педагогика - это не система педагогики, это система жизни, интенсивного взаимодействия между кондуктором (матерью, близкими людьми) и ребенком, в которой значительная роль отведена мотивации для преодоления инвалидности.
Здоровье ребенка - это благополучие ребенка; благополучие ребенка - это обеспечение его потребностей (пирамида Маслоу). Чтобы потребность удовлетворить, необходимо, чтобы ребенок дал знать о своей потребности, а родители были в состоянии понять поведение ребенка - то есть, реализация потребностей ребенка происходит через хорошее (эффективное) взаимодействие между ребенком и родителями. Хорошее взаимодействие между ребенком и родителями имеет определенные конкретные характеристики, которые можно понять и улучшить, что позволит родителям эффективнее функционировать и обеспечить здоровье.
Проблемы развития ребенка с функциональными ограничениями
Причины проблем развития и возникновения функциональных ограничений у ребенка:
- Физические: все возможные хронические инвалидизирующие соматические заболевания.
- Психические: все возможные хронические психические расстройства (прежде всего, психозы развития).
- Интеллектуальные: умственное недоразвитие различной степени.
- Сенсорные: все возможные инвалидизирующие расстройства органов чувств (прежде всего, слуха, зрения, речи).
- Генетические: наследственные заболевания, склонность к формированию приобретенных расстройств (различные формы диатеза), неблагоприятные воздействия (травмы, инфекции) в перинатальном периоде (до, в период и непосредственно после родов).
- Личностные: проблемные особенности развития, низкий уровень здоровья (болезни и травмы), уровень личностного развития или формирования расстройств личности.
- Экологические: дисфункционирование семьи, формирование расстройств привязанности, проблемный стиль воспитания, проблемное окружение сверстников или взрослых, проблемный характер социального контакта.
РЕБЕНОК - РОДИТЕЛИ: направленность действий в отношении помощи и развития:
- Выздоровление - поиск «идеального» врача, лекарств, методов. Часто приводит к трате времени и усилий или к ухудшению состояния здоровья. Но как форма постоянной «поисковой активности» при обратных нарушениях, заболеваниях может иметь существенный эффект нахождения наиболее эффективных и адекватных методов лечения.
- Компенсация - возможный путь при наличии необратимых нарушений, заболеваний в состоянии здоровья ребенка, направленный на поддержку существующих возможностей развития ребенка в пределах его функциональных возможностей. При обратных нарушениях, обычно - это не развивающая помощь, а игнорирование, «самотек» в развитии ребенка и его состояния.
- Адаптация - навык адекватного, компенсаторного преодоления существующих нарушений, заболеваний в состоянии здоровья ребенка, несмотря на степень возвратности или невозвратности, с максимально возможным развитием собственного личностного потенциала ребенка и его компетенций.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)