Особенности отношений в семье с приходом в семью ребенка с инвалидностью
Дополнительная нагрузка на родителей, которые воспитывают ребенка с инвалидностью
Цель: осознание объективных трудностей в отношениях в семье, с которыми могут столкнуться родители при воспитании ребенка с инвалидностью. Понимание понятия «проблемного поведения» у ребенка с инвалидностью, причин его возникновения и путей преодоления. Ознакомление с дополнительной нагрузкой на родителей при воспитании ребенка с инвалидностью, вызовы и объективные трудности, с которыми столкнутся родители при его воспитании.
В ходе проведения:
- Предоставить информацию относительно общих трудностей в отношениях в семье при воспитании ребенка с инвалидностью.
- Обсудить в групповой дискуссии (с учетом собственного опыта участников) возможные пути преодоления трудностей в отношениях в семье при воспитании ребенка с инвалидностью.
- Предоставить информацию о закономерных изменениях в эмоциональном состоянии и поведении ребенка с инвалидностью в процессе его адаптации к реалиям новой семьи.
- Определить вместе с группой эффективные механизмы преодоления эмоционально-поведенческих трудностей при воспитании ребенка с инвалидностью.
- Предоставить информацию о дополнительных нагрузках и общих трудностях при воспитании как здорового ребенка, так и ребенка с инвалидностью. Обсудить вместе с группой возникновение возможных трудностей.
- Определить вместе с группой общие и отличительные черты при воспитании здорового ребенка и ребенка с инвалидностью.
- Определить вместе с группой эффективные механизмы преодоления трудностей при воспитании ребенка с инвалидностью.
Риски возникновения синдрома эмоционального выгорания у родителей-воспитателей и приемных родителей, и способы его профилактики
Цель: осознание участниками причин возникновения, проявлений и путей профилактики синдрома эмоционального выгорания у родителей-воспитателей и приемных родителей.
В ходе проведения:
- Предоставить информацию относительно причин возникновения, проявлений и путей профилактики синдрома эмоционального выгорания у родителей-воспитателей и приемных родителей.
- Обсудить в групповой дискуссии проявления хронической усталости и синдрома «выгорания» участников на собственном опыте.
- Определить вместе с участниками возможные и оптимальные пути профилактики синдрома эмоционального выгорания у родителей.
- Сделать выводы по поводу темы, которая обсуждается: позиция адекватного регулирования собственной активности, делегирование полномочий в семье, эффективного распределения времени и пространства жизни, понимание и воплощение повседневных и глобальных смыслов является залогом профилактики синдрома эмоционального выгорания у родителей.
Концепция нормализации, холистический подход
Два десятилетия назад практика социальной работы пришла к использованию биопсихосоциального подхода, который был концептуально поддержан в научных трудах 90-х годов. Указанный подход учитывает особенности человека, когнитивные процессы и социальное окружение, способствует социальному функционированию человека путем привлечения и активизации поддержки окружающей среды.
Развитие биопсихосоциального подхода опередило возникновение концепции нормализации, которая была разработана датскими и шведскими представителями служб ухода за людьми с интеллектуальной недостаточностью. Международное признание этот принцип получил после того, как шведский исследователь Бенгт Нирье подробно описал его.
Согласно его теории «принцип нормализации означает, что для людей с функциональными ограничениями должны быть доступными такие же формы повседневного существования и условия жизни, которые максимально приближены к общепринятым или фактически с ними совпадают». Концепция нормализации базируется на убеждении, что пребывание в учреждениях закрытого типа является нежелательным для людей с любым типом патологии, практически все лица, даже с устойчивыми нарушениями, могут и должны иметь (насколько это возможно) нормальную и полноценную жизнь.
Компоненты нормальной повседневной жизни, которые включает в себя этот принцип и на которые люди с интеллектуальной недостаточностью имеют такое же право, как и другие, следующие:
- нормальный суточный ритм;
- нормальный недельный ритм;
- нормальный летний ритм;
- нормальные формы жизненного цикла;
- право на уважение и самоопределение;
- нормальные для определенной культуры формы половой жизни;
- обеспечение реализации экономических прав;
- нормальные для данного общества требования к окружающей среде и жилым стандартам.
Концепция нормализации касается всех людей с функциональными ограничениями, независимо от того, имеют они незначительную или и существенную задержку развития, и независимо от того, где они живут. Этот принцип может и должен быть применен во всех обществах для всех возрастных групп, а также может быть адаптирован к особенностям индивидуального развития или изменениям в обществе.
Применение принципа нормализации не превращает людей с физическими патологиями или интеллектуальной недостаточностью на «нормальных», его назначение - доказать, что условия их жизни могут стать как можно ближе к нормальным, но с учетом их особых потребностей. Тем самым удастся избежать навешивания ярлыков, которое происходит при устройстве человека в закрытое учреждение. Важно говорить о нормализации с точки зрения соблюдения и реализации законных прав людей с инвалидностью.
Для эффективного применения концепции нормализации жизни людей с особыми потребностями для различных сфер необходимо следующее:
- для отдельного человека с инвалидностью - приближение его жизненных условий и форм взаимодействия с другими людьми к общепринятым в определенной культуре;
- для социальных учреждений - проведение соответствующего консультирования родителей и взаимодействие с ними с целью создания для их ребенка наиболее интегрированной формы жизни, поддержка дружеского отношения к людям с инвалидностью, преодоление чрезмерной зависимости, а также нереалистичных ожиданий;
- для общества - изменение в системе образования, совершенствование законодательства и увеличение финансирования, развитие толерантности и готовности к интеграции.
Значительное влияние на изменение взглядов на реабилитацию людей с инвалидностью имеет холистический подход, который в некоторых источниках называют комплексным.
Холизм (в переводе с английского - целый, целостный) рассматривает человека не как совокупность определенных физиологических и психических характеристик, а как единство разума, тела и духа. Человека можно описать с точки зрения многих аспектов (физические, личные характеристики, поведение, привычки, внешний вид и т.д.), но это не даст нам полного представления о человеке, поскольку целое - это всегда больше, чем сумма частей. Кроме того, на человека постоянно воздействует жизненная ситуация, в которой он находится, каждый индивид имеет свою собственную жизненную историю и предыдущий опыт.
Если воспринимать человека целостно, то можно увидеть не только его конкретные дисфункции. В целом, чрезмерное внимание к самому факту инвалидности нередко приводит к пессимизму и мешает правильно спланировать меры помощи и поддержки.
Таким образом, ценность холистического подхода заключается в том, что человек не отождествляется с болезнью, кроме того, изучается влияние социальных, культурных, психологических и физических факторов на личность. Применение холистического подхода означает отказ от медицинской модели, ориентированной на резкое противопоставление здоровья и болезни, восприятие людей с ограниченными возможностями как потенциально недееспособных. Холистический подход предполагает отношение ко всем пользователям социальными услугами, в том числе и к человеку с инвалидностью, не как к субъекту с патологией, а прежде всего как к личности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)