Решение воспитывать ребенка с инвалидностью
Создание приемных семей и детских домов семейного типа предусматривает обязательность обучения кандидатов в приемные родители и родители-воспитатели. Программа подготовки кандидатов в опекуны, попечители, приемные родители и родители-воспитатели содержит базовые знания относительно:
- государственной системы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки;
- порядка установления опеки, попечительства;
- создания и функционирования приемных семей и детских домов семейного типа;
- особенностей развития и поведения детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки;
- специфики вхождения ребенка в семью, уровней адаптации семьи и ребенка;
- особенностей воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки;
- взаимодействия родителей и социального работника в ходе социального сопровождения семьи и т.д.
Обучение по этой программе является обязательным для всех, кто принял решение взять на воспитание в свою семью ребенка-сироту или ребенка, лишенного родительской опеки. Однако если семья приняла решение воспитывать ребенка с инвалидностью, ей необходимы дополнительные знания о возможных особенностях, трудностях и организационных вопросах, которые могут возникнуть на этом пути. Всем тем, кто воспитывает или осуществляет уход и поддержку таких детей, необходима дополнительная информация по всем этим вопросам. Кроме того, важной является информация о социальной и правовой защите семей, воспитывающих детей с инвалидностью.
Каждый ребенок, независимо от его функциональных возможностей, прежде всего - ребенок. Он требует ухода и заботы, но прежде всего - родительской любви. Воспитание ребенка с инвалидностью имеет определенные особенности. Учитывая характер функциональных ограничений, его воспитание и уход за ним имеют существенные различия. Безусловно, эти особенности, вызывающие потребность адекватного лечения или реабилитации и социализации, чрезвычайно важны. Однако забота и доброжелательное отношение окружающих к ребенку с инвалидностью является не менее важной составляющей длительной и полноценной жизни такого ребенка.
Учебная программа «Подготовка кандидатов в приемные родители и родители-воспитатели к воспитанию детей с инвалидностью» предназначена для обучения тех, кто принимает решения воспитывать таких детей: для родителей-воспитателей, приемных родителей, опекунов, усыновителей и будет полезна для всех, перед кем жизнь поставила вызов воспитывать ребенка-инвалида. Обучение родителей-воспитателей и приемных родителей по этой программе целесообразно проводить после прохождения ими обучения по базовой, обязательной программе.
Цель программы: ознакомление слушателей - будущих родителей (родителей воспитателей, приемных родителей) с основами нормативно-правовой базы по регламентации государственной поддержки детей (людей) с инвалидностью; организационными, медицинскими, психологическими и социально педагогическими вопросами, знаниями методов и форм воспитания и поддержки ребенка с инвалидностью для обеспечения максимального развития его потенциала и интеграции в общество, а также особенностями отцовства, становления семьи при появлении в ней ребенка с инвалидностью.
После прохождения обучения родители (приемные родители, родители-воспитатели) углубят знания об: особенностях жизни детей с инвалидностью; о подходах, методах и формах работы по вопросам воспитания, ухода и поддержки таких детей; особенностях отцовства при вхождении в семью ребенка с инвалидностью.
Будущие родители усовершенствуют умения и навыки: использовать различные подходы по вопросам воспитания и ухода за детьми с инвалидностью; качественно осуществлять уход за ними, психологическую и социальную поддержку; анализировать различные аспекты жизни детей с инвалидностью (правовые, медицинские, психолого-педагогические).
В программе предусмотрено использование широкого спектра различных форм, методов и техник активного обучения слушателей - будущих родителей - с целью качественного усвоения информации и отработки необходимых знаний и навыков, а также их непосредственного использования на практике. В частности, это – мини-лекции, интерактивные дискуссии, работа в группах, ролевые игры, анализ ситуаций и тому подобное.
Лучшим вариантом воплощения программы является проведение тренинга-семинара с участием будущих родителей (родителей-воспитателей, приемных родителей), которые готовятся к принятию в семью ребенка с инвалидностью.
Такой тренинг-семинар может быть проведен единовременно с преподаванием всех учебных часов или состоять из двух или нескольких тренингов (например, один день в неделю), исходя из возможностей организации, которая будет его проводить.
При проведении тренинга нужно применять стандартные процедуры, которые настраивают группу на работу, в частности - процедуру знакомства, постановки задач на весь тренинг или каждый день и обратной связи.
Обучение необходимо проводить, учитывая основные принципы групповой работы, используя интерактивные формы обучения: дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры и тому подобное. Привлечение участников к обсуждению вопросов собственного опыта позволит тренерам понять потребности именно присутствующих родителей, а также предоставлять информацию в наиболее понятной для участников форме. Поэтому нужно стимулировать откровенные высказывания участников, но при этом тщательно регламентировать процесс обсуждения. Также важным для усвоения материала и активной работы аудитории является возможность освещения участниками собственных примеров отцовства (отношений с детьми родными или приемными, проблем и достижений). Такое обсуждение позволит участникам обмениваться опытом и моделировать на реальных примерах полученные знания.
Целостность и направленность программы является лучшим обеспечением интересов ребенка с инвалидностью при его вхождении в новую семью.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)