Инклюзивное образование детей в дошкольном образовательном учреждении Вступление
Инклюзивное образование детей в дошкольном образовательном учреждении.
Государственная политика в области дошкольного образования направляет педагогов на поиск оптимальных путей личностного развития дошкольников и формирования их жизненной компетентности как способности по мере своих возрастных возможностей ориентироваться в окружающей среде, овладевать знаниями и умениями, выстраивать отношения с окружающими. Это требует реформирования и обновления дошкольного образования в направлении попечительства созданием благоприятных условий для успешного обучения, воспитания и развития каждого ребенка. Вопрос о том, в каком направлении следует идти, каким образом обогатить образовательный процесс личностно ориентированными и индивидуализированными подходами, в значительной степени может быть решена благодаря применению в дошкольном учебном заведении механизма под названием «индекс инклюзии» - своего рода механизма самомониторингу, цель которого помочь каждому педагогическому коллективу стать эффективным и современным, благодаря обогащению педагогической практики инклюзивными подходами.
Для начала стоит сказать, что механизм применения индекса инклюзии в дошкольном учебном заведении раскрыт в учебно-методическом пособии, который называется «Индекс инклюзии: дошкольное учебное заведение» и представляет собой подборку практических материалов, направленных на планирование действий по созданию и развитию в дошкольном учебном заведении инклюзивного образовательной среды для всех участников учебно-воспитательного процесса. Применение индекса инклюзии в дошкольном учреждении помогает педагогическом коллектива внимательно присмотреться к особенностям организации образовательного процесса и увидеть ресурсы, которые до поры до времени не были использованы полноценно, преодолеть барьеры, тормозящие инновационный процесс заведения, организовать поддержку каждой ребенка и помочь ей получить лучшие учебные результаты. Индекс инклюзии предлагает мобилизовать образовательные ресурсы учебного заведения, привлекая общественные организации, местную общину, родителей, учреждения культуры; обратить внимание и попытаться преодолеть барьеры, в частности, несоответствия между содержанием программы и методами обучения, акцентов на слабых, а не сильных сторонах детей; организовать поддержку детей благодаря привлечению дополнительных специалистов, выработке индивидуализированных образовательных программ, разработке специального оборудования и тому подобное. Чем еще особый этот механизм самомониторинга? Впервые предлагается рассматривать в составе детей с особыми образовательными потребностями не только инвалидов, но и большое количество детей с различными образовательными потребностями, например, детей, не владеют языком обучения, опережают сверстников в своем развитии, которые имеют определенные задатки и способности и проявляют повышенный интерес к определенным видам деятельности, которые имеют отдельные частичные отставание и тому подобное.
Для каждого дошкольного учебного заведения индекс инклюзии может стать путеводителем в развитии инклюзивной культуры, реализации инклюзивной политики, апробации инклюзивной практики. . Индекс инклюзии предлагает не полагаться на контроль со стороны управляющих органов, а самым прибегать прежде всего к тщательной самооценки всех аспектов жизни учебного заведения и на ее основе разрабатывать эффективные планы и программы деятельности. Важно, ориентироваться на инклюзивные ценности как основу любого развития; настраиваться на организацию такого планирования, чтобы изменения имели долгосрочный эффект, предусматривали поддержку детей, педагогов, родителей, опекунов, позволили учесть знания и идеи каждого. Инклюзивная среда в дошкольном учебном заведении может быть реализовано в трех основных направлениях - организационной культуре, образовательной политике на уровне учебного заведения (внутренние нормативные документы) и существующей практики организации образовательного процесса. Рассмотрим подробнее содержание каждого из направлений, в совокупности могут обеспечить успешную инклюзивное образование в учебном заведении. Организационная культура отображает отношение, ценности и убеждения и является существенной для устойчивого развития заведения. Это направление настраивает на создание дружного коллектива, который разделяет идеи сотрудничества, ценностного отношения к каждому. Эталоном является позиция, когда общие инклюзивные ценности разделяются и принимаются всеми членами коллектива учебного заведения, детьми, администрацией и родителями. Особенности организационной культуры заведения обусловливают характер принятия решений относительно политики дошкольного учреждения и практики работы с детьми.
Деятельность учебного заведения регламентирует образовательная политика, предусматривающая построение понятной инклюзивной стратегии и необходимость учета инклюзивных аспектов во всех документах заведения: планах, программах, уставах - везде, где отображаются мероприятия в поддержку инклюзивных ценностей. Инклюзивная политика в заведении требует поощрять всех членов коллектива учебного заведения и детей брать участие в этой работе с самого первого этапа. В поддержку инклюзивной политики могут направляться достаточно разные шаги, но их объединяет одно - стремление создать наилучшие условия для удовлетворения образовательных потребностей детей. Речь идет о создание целостной образовательной системы, базирующейся на инклюзивных принципах. Отдельное направление индекса инклюзии направляется на внедрение инклюзивной практики и предусматривает настройки педагогов и родителей на обогащение возможностей применения и привлечения всех детей к игре и обучения. В разных формах организации детской деятельности должны учитываться различные потребности детей, а сами дети поощряться к активному участию в игре и обучении, основанный на их опыте. Техника работы с пособием достаточно проста: коллектив образовательного учреждения ориентируясь на направления, разделы и индикаторы обсуждает различные стороны жизни дошкольного учреждения и делает выводы об уровне его инклюзивности и на этой основе разрабатывает стратегию дальнейшего развития (планирует и в дальнейшем реализует подходы, благоприятные для полноценного активного включения в образовательный процесс всех детей с различными образовательными потребностями и возможностями). Может случиться так, что в силах учебного заведения на первых порах будут лишь незначительные сдвиги, впрочем это будут первые шаги, по которым обязательно будут следующие ... Процесс анализа состояния дел в дошкольном учреждении и разработки плана инклюзивного развития учреждения - это не оценка компетентности участников, а поиск путей, дополнительных ресурсов, возможностей для успешного обучения и развития всех детей. План инклюзивного развития дошкольного учебного заведения должен отображать такую культуру, где уважительно относятся к каждому участнику, учитываются все особенности каждого ребенка. Планирование деятельности учебного заведения - это всегда сложный процесс, впрочем именно такой подход может привести к тому, что педагогические работники и сами дети смогут внести в культуру, политику и практику дошкольного учреждения изменения, которые довольно значительны и часто неожиданными. В процессе использования материалов пособия стоит пройти через следующие этапы: подготовительный (формирование координационной группы; предварительный анализ планирования учебного заведения; ознакомление с материалами пособия и основными концепциями с помощью индикаторов и вопросов; подготовка к работе с группами) изучение ситуации с реализацией инклюзивных подходов в деятельности дошкольного учебного заведения (изучение мнения педагогического персонала, руководящих органов, детей, родителей (опекунов), определения приоритетов) разработка плана инклюзивного развития учебного заведения (интегрирования определенных приоритетов в действующий план деятельности учебного заведения); введение приоритетных направлений плана инклюзивного развития (реализация определенных приоритетов, мониторинг и оценка реализации плана); оценка процесса внедрения инклюзивных подходов в деятельность (оценка работы по внедрению инклюзивных подходов в деятельность; программа дальнейшей работы по внедрению инклюзивных подходов).
Особое место в реализации механизма инклюзии в дошкольном учреждении занимает координационная группа - группа авторитетных лиц дошкольного учреждения, которые своим составом представляют весь коллектив. В состав координационной группы желательно включить руководителя дошкольного учебного заведения, заместителей, методистов, педагогов, других специалистов, родителей; в процессе совместной работы при необходимости могут привлекаться другие заинтересованные лица. Координационная группа должна работать на основе сотрудничества, внимания и уважения к мнению каждого участника, независимо от пола, должности или статуса. При этом никто и в частности, ректор не должен монополизировать процесс обсуждения. В работе координационной группы должна царить доверие и понимание того, что каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Должна поощряться дискуссия, искренность в оценках, нестандартные предложения. Различия во мнениях должны приветствоваться и восприниматься как ресурс, способствующий стимулированию рефлексии всей группы. Таким образом, материалы пособия помогут педагогам различных учебных заведений, независимо от их инклюзивности на данный момент, включиться в процесс развития учреждения в направлении создания благоприятных условий для каждого участника образовательного процесса, достижение всеми детьми максимально высоких достижений.Дошкольные учреждения должны признавать и учитывать различные потребности своих учеников, согласовывая различные виды и темпы обучения, обеспечивая учеников пособиями по инклюзивному обучению и оборудованием для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП);