Практика совместного преподавания
Хотя практика совместного преподавания - явление еще новое, она уже продемонстрировала свои преимущества, а также трудности ее реализации. Подкрепленная результатами многочисленных международных исследований, практика совместного преподавания предусматривает следующие преимущества:
- Совместное преподавание дает ученикам больше возможностей развивать и использовать навыки сотрудничества, поскольку они имеют возможность наблюдать их в практике работы двух педагогов.
- Повышение эффективности учебного процесса: большее количество взрослых позволяет объединять учащихся в малые группы, вносить изменения в учебное расписание, уменьшает время учеников на ожидание необходимой помощи учителя и одновременно увеличивает время на выполнение учебного задания, и все это ведет к улучшению знаний учащихся.
- Совместное преподавание позволяет привлечь индивидуальные знания, навыки и подходы к преподаванию обоих педагогов. Обмен методами преподавания способствует повышению уровня педагогического мастерства обоих учителей.
- Присутствие на уроке двух учителей означает, что больше детей могут получить индивидуальную помощь; это также помогает поддерживать дисциплину в классе.
- «Слабые» ученики, для которых предоставление специальных услуг не предусмотрено, могут получать специализированную помощь коррекционного педагога.
- В случае отсутствия одного из педагогов запланированный урок все равно пройдет, и нет необходимости заменять его другим.
- Коррекционный педагог может лучше овладеть материалом предметных отраслей и, благодаря этому, более эффективно проводить свою работу с учениками во время специальных занятий в ресурсном классе.
- Учитель общеобразовательного класса обогащает свой методический арсенал за счет специальных учебных стратегий и в дальнейшем использует их в самостоятельной работе на других уроках.
- Совместное преподавание имеет свои преимущества не только для педагогов и учеников. Руководители учебных заведений отмечают, что одним из результатов этой практики является лучшая сплоченность педагогов, распространение командного духа в их работе.
- Другим важным преимуществом практики совместного преподавания является то, что в большинстве случаев она обеспечивает творческий подход к решению традиционных проблем. Это обусловлено тем, что члены команды привносят в процесс совместного обучения разный опыт, разные интересы, а сочетание их знаний и навыков ведет к более творческому решению нестандартных проблем.
Результаты исследований свидетельствуют, что практика совместного преподавания помогает педагогам обеспечить пять базовых потребностей: потребность в «выживании» и контроле, который предусматривает увеличение времени на работу учителя с отдельными учащимися; потребность в свободе выбора, поскольку учитель может работать с большим количеством различных учащихся; потребность в принадлежности, которая обусловлена уменьшением силы чувства изоляции и укреплением взаимной поддержки; а также потребность получать удовольствие от своей работы. Кроме возможности видеть положительные результаты своей работы педагоги получают удовлетворение от общения с коллегами, что также способствует созданию положительной учебной среды.
Конечно, кроме указанных многочисленных преимуществ, которые демонстрирует практика совместного преподавания, есть и немало трудностей, с которыми сталкиваются учителя в этом процессе. Педагоги, которые использовали практику совместного преподавания в инклюзивных классах, указывали на такие трудности: большое количество детей в классе, в том числе детей с особыми образовательными потребностями; недостаток или отсутствие коррекционных педагогов; недостаток подготовки и опыта и др. Однако самое главное - это отсутствие соответствующей законодательной и нормативно-правовой базы, которая предопределяет использование практики совместного преподавания только в рамках отдельных инновационных проектов. Несмотря на это, первые шаги на этом пути позволяют не только разработать практический опыт, а и выяснить возможные модели ее внедрения в России.
Ученики как соучителя
Отмечая преимущества совместного преподавания, важно также помнить о роли детей, которые могут быть соучителями. Многие исследования международных ученых свидетельствуют о многочисленных преимуществах такой организации образовательного процесса, в котором дети могут принимать участие не только как ученики, но и как учителя.
Лучше всего роль учеников как учителей можно наблюдать в процессе кооперативного обучения, работы учебных пар и других форм организации образовательного процесса. Так, в частности, американские ученые Джонсон и Джонсон, исследователи кооперативного обучения, отмечали, что во время работы в малых группах по методу кооперативного обучения дети получают опыт, что также характеризуется положительной взаимозависимостью, положительными межличностными навыками, систематической обратной связью.
В процессе работы в кооперативных группах общения между детьми происходит чаще и на более глубоком уровне, углубляется понимание различных точек зрения, повышается личная самооценка, улучшаются учебные результаты учеников и повышается уровень желания взаимодействовать с другими детьми, отличными от них.
Однако выполнение детьми роли соучителя требует от взрослых большой работы и подготовки. Дети могут быть эффективными учителями, если они будут иметь соответствующие знания и навыки для этого. Лучше качества соучителя проявляются при использовании метода кооперативного обучения. Учитель должен выполнить следующее:
- четко объяснить задачи;
- объединить учащихся в малые группы, следуя принципу разнородности групп;
- четко объяснить ход выполнения учебного задания и то, каким образом ученики будут демонстрировать положительное взаимодействие;
- проводить мониторинг работы в малых группах и помогать по необходимости;
- оценивать учебные результаты учеников и эффективность работы групп.
Еженедельное совместное планирование
Эффективное еженедельное планирование требует регулярных встреч по графику. Школьный коридор - не самое лучшее место для проведения эффективных бесед. В конце концов, они сводятся к следующему: один учитель видит другого в коридоре и вспоминает, что надо что-то ему сообщить. Почему это не лучший вариант? Во-первых, к этому разговору готов только один учитель. Во-вторых, времени на разговор в коридоре немного. Часто у учителя есть только пять минут на то, чтобы выпить кофе или чай, сходить в туалет и т. д., не говоря уже о подробной беседе.
Составление графика совместного преподавания
Если оба учителя готовы к совместному преподаванию, следует составить график совместной работы. Это нужно, прежде всего, коррекционному педагогу, поскольку он часто работает в нескольких классах. Можно выделить три различных подхода к составлению графика совместной работы, которые условно можно назвать, как график А, график В и график С.
График совместной работы A. Коррекционный педагог в один день проводит обучение в двух классах.
Преимущества:
- Обеспечивает доступ учащихся с особыми образовательными потребностями к большему количеству общеобразовательных классов.
- Обеспечивает наличие непосредственной помощи коррекционного педагога во время преподавания важнейших элементов учебной программы.
- Улучшает соотношение количества учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников.
Трудности:
- Требует от коррекционного педагога навыков эффективного проведения консультаций.
- Возрастает опасность того, что коррекционного педагога не будут рассматривать как равного партнера педагога инклюзивного класса.
- Может нарушить привычный порядок вещей в классе.
График совместной работы В. Коррекционный педагог распределяет свое время между двумя классами по дням недели, а не в один и тот же день. Несмотря на то, что коррекционный педагог может все еще входить в состав двух разных команд, преимущество составления графика совместной работы В состоит в том, что он остается с одним и тем же учителем в течение всего дня.
Преимущества:
- Преимущества аналогичные преимуществам при составлении графика совместной работы A.
- Учителя, которые работают вместе по такому графику, сообщают, что им удается использовать все формы совместного обучения благодаря запланированному участию обоих учителей.
Трудности:
- Трудности аналогичные трудностям при составлении графика совместной работы A.
- Присутствие двух учителей возможно только в определенные дни недели.
- Необходимо составлять график с полным учетом потребностей учащихся, которым необходимы специфическая помощь и приспособления.
- Требует от общеобразовательного педагога способности выполнять требования индивидуальной программы развития при отсутствии коррекционного педагога.
- Проблемой может стать «перегорание» коррекционного педагога в связи с большими требованиями к работе по общеобразовательной учебной программе.
График совместной работы C. Коррекционный педагог выступает в качестве ресурса команды, состоящей из разных учителей-предметников. График его работы определяется каждую неделю в зависимости от учебной нагрузки. От команды учителей требуются высшая мера гибкости и умения планировать.
Преимущества:
- Коррекционный педагог присутствует, когда его помощь в обучении является наиболее необходимой.
- Форма совместного обучения определяется учебными потребностями, а не календарем или временем дня.
- Наиболее эффективно учитывает потребности учащихся.
Трудности:
- Требует максимального напряжения сил при планировании и полной готовности команды учителей участвовать в этом процессе.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)