Пример из практики: поддерживающее преподавание
Урок математики в первом классе.
Елена, учитель начальных классов, проводит урок математики вместе с Мариной - ассистентом учителя. Ученики изучают нумерацию чисел первого десятка. Елена проверяет понимание учениками цифр: педагог показывает число, а ученики хором его называют. Затем Елена просит отдельных учеников назвать это число. После этого учитель проверяет понимание арифметических действий на сложение и вычитание, используя конкретные предметы: «Сколько будет яблок, если добавить два яблока и еще одно яблоко?».
Ученики сидят за столами по двое. Ассистент учителя выдает каждой паре учеников небольшой контейнер, в котором содержатся цветные блоки, с помощью которых учащиеся должны выполнить арифметические упражнения на сложение и вычитание, записанные на доске.
Время от времени, пары учеников просят подойти к доске, чтобы записать результаты задачи.
После того как ученики закончили выполнять задание на сложение и вычитание, им дается задание на решение арифметических примеров. Каждая пара учеников получает три листа бумаги с записанными арифметическими задачами: один лист бумаги содержит четыре задания, второй - шесть задач, а третий - десять задач. Все пары должны выполнить по меньшей мере восемь задач, но могут выполнить и все двадцать. Они также должны быть готовы объяснить, как они пришли к своему решению (учителю, или ассистенту учителя или другом ученику, или всему классу).
Елена и Марина не имели достаточно времени, чтобы вместе спланировать этот урок: Марина присоединилась к уроку, когда учитель завершала выполнения задания со всем классом, и начала раздавать ученикам контейнеры с цветными блоками. Она также помогала отдельным ученикам во время их работы над задачами, дополнительно объясняя задачи или помогая записать ответы на листах бумаги. Особое внимание Марина уделяла Коле, ребенку с аутизмом, наблюдая за его работой на расстоянии. Время от времени Марина спрашивала Колю и его партнера, каким образом они решили ту или иную задачу.
В этом примере из практики можно найти все компоненты про-процесса совместного обучения - личное взаимодействие, положительную взаимозависимость (хотя распределение задач не было согласовано заранее), межличностные навыки, мониторинг прогресса и индивидуальную подотчетность. В то же время, описанный пример не освещает, наблюдались ли эти характеристики на этапе планирования (до проведения урока) и оценки результатов урока (после проведения урока).
Параллельное преподавание.
Параллельное преподавание происходит тогда, когда педагоги работают одновременно с различными группами учащихся в одном классе. Основным преимуществом параллельного преподавания является уменьшение количества учеников, с которыми работает один учитель, который дает возможность индивидуализировать учебный процесс и лучше учесть индивидуальные потребности отдельных учащихся.
При параллельном преподавании учебное содержание может быть одинаковым или различным для двух групп учащихся. Формирование групп также может происходить по-разному: учителя могут поделить класс на две группы поровну или один учитель может работать с большей группой учеников, а второй - с меньшей.
Разновидностью параллельного преподавания может быть обучение в учебных центрах. Такая форма совместного обучения предполагает формирование трех или четырех групп учащихся, которые могут работать с разными педагогами (например, одна группа учащихся может работать с учителем, вторая группа - с ассистентом учителя, третья - с логопедом, а четвертая - самостоятельно). Ротация групп может также происходить по-разному: группы могут переходить от учителя к учителю или сами учителя могут переходить от группы к группе.
Пример из практики: параллельное преподавание
Урок русского языка в втором классе.
Мария, учитель начальных классов, работает вместе с Натальей - логопедом. Они начали встречаться каждую неделю, чтобы спланировать практику совместного обучения. В частности, они планируют параллельное преподавание, то есть одновременно работать с различными группами учащихся, знакомя их со словами, противоположными по значению. Для этого они подготовили соответствующие дидактические материалы.
В начале урока Мария проверяет присутствующих в классе и делает ежедневные объявления. В это время к уроку присоединяется Оксана, ассистент учителя. Наталья коротко информирует Оксану о цели урока и о том, каким образом они будут работать в трех различных учебных центрах с различными группами учащихся.
Учитель показывает ученикам по очереди такие слова: «высокий», «узкий», «быстрый», «белый». Каждое слово сопровождается иллюстрацией (например, слово «белый» сопровождается иллюстрацией снега). Показывая слово, учитель просит детей хором прочитать его. После этого Наталья показывает по очереди два других слова, одно из которых является словом, противоположным по значению. Например, когда Мария показывает слово «белый», Наталья показывает слово «черный» и «быстрый». Дети хором читают по очереди эти слова и затем определяют слово, противоположное по значению - «черный».
После этого учитель объясняет, что означают слова, противоположные по значению, а также дальнейшую работу в трех группах, где дети будут работать с разными взрослыми.
В первой группе, которая работает с Марией, детям предлагается сгруппировать слова, записанные на карточках, которые являются противоположными по значению. Дети работают в парах. После завершения каждая пара зачитывает свои результаты и сравнивает с результатами других пар. Дети работают на ковре, где обычно проходят утренние встречи.
Во второй группе, которая работает с ассистентом учителя, каждому ребенку дается лист бумаги, на котором написаны два столбика слов. Задача состоит в том, чтобы соединить между собой слова, противоположные по смыслу. После завершения выполнения задания дети подписывают свои листы и вывешивают на стене для сравнения.
Третья группа детей работает с логопедом. Наталья показывает слово, дети хором его зачитывают и придумывают слово, противоположное по значению. Наталья обращает особое внимание на произнесение звуков.
Есть еще и четвертая группа детей, которые работают за двумя компьютерами. В парах они составляют предложения с использованием противоположных по значению слов. Хотя они работают самостоятельно, они знают, что могут в любое время обратиться к взрослым за помощью, но только тогда, когда получают помощи от своих товарищей.
В каждом центре дети работают 15 минут, после чего переходят в другой центр. В своих группах дети могут поработать во всех четырех центрах.
В конце урока дети объединяются в одну группу и обмениваются результатам работы.
Как и в первом случае, в примере с параллельным преподаванием можно найти все компоненты сотрудничества: личное взаимодействие, положительную взаимозависимость, межличностные навыки, мониторинг прогресса и индивидуальную подотчетность.
В этом случае личное взаимодействие наблюдалась еще на этапе планирования, когда учитель и логопед встречались каждую неделю, чтобы спланировать дидактические материалы и учебные виды деятельности. Одним из самых сложных элементов в такой форме совместного преподавания является мониторинг прогресса, поскольку все трое специалистов работали отдельно друг от друга со своими группами учащихся, а, следовательно, не могли наблюдать за практикой друг друга. В таком случае обмен результатами самооценки после урока приобретает большое значение для улучшения практики совместного обучения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)