Анализ отдельных случаев
Анализируя результаты исследования, наблюдались случаи, которые стоит проинтерпретировать отдельно. Один из таких случаев - это ответы на вопрос: «Есть ли у Вас знакомые, друзья или близкие с инвалидностью?». Двое учеников ответили, что нет, но эти результаты не соответствуют реальности, ведь они учатся в инклюзивном классе, то есть вместе с ними учатся двое учеников, имеющих инвалидность. Такое явление можно связать с механизмами защиты личности, ведь по их словам, ученики находятся в дружеских отношениях, и не хотят признавать, что у их друга инвалидность. Также стоит процитировать ответ на вопрос «Какие мысли возникают у тебя, когда ты видишь ребенка с инвалидностью?»: «Я сразу обращаю внимание на его внешность, честно говорю: «Боже! Мне его так жалко!», тогда как другие писали, что им просто жалко. В данном случае, именно физические недостатки привлекают внимание и вызывают жалость. Данный случай касается и ответов на вопрос: «Оказывал ты помощь ребенку с инвалидностью?». Один из учеников избежал конкретного ответа, указав, что людям с инвалидностью нужна поддержка. Такой ответ может интерпретироваться как социально желательный.
Что касается включения детей с инвалидностью в общеобразовательные классы, то один из учеников против такой формы обучения, обосновывая это тем, что такой ребенок завидовал бы ему, потому что у него нет инвалидности.
Анализируя сочинения на тему «Я считаю, что ребенок с инвалидностью ...» наблюдался случай, когда исследуемый назвал инклюзивное образование «... Своеобразным вкладом в жизнь детей с инвалидностью, а со временем другие ученики могут сделать для себя вывод, что не зря прожили свою жизнь ...». В этом случае, исследуемый скорее всего имел в виду полученный опыт, на основе которого общество изменит свое представление к людям с особенностями, и они, наконец, не будут отстраненными.
Исходя из этого можно говорить о том, что отношение к инклюзивному образованию все же не однозначно, но такая форма обучения имеет больше сторонников.
В ходе исследования влияния просветительской работы практического психолога на формирование представлений у старшеклассника об инклюзивном образовании для достижения цели были выполнены следующие задачи:
- Анализ научной литературы по проблеме внедрения инклюзивного образования и психологических аспектов интеграции старшеклассников с инвалидностью в образовательную среду школ.
- Анализ основных компонентов, содержащих просветительский тренинг, его содержание, структуру и особенности применения в работе со старшеклассниками, на основе чего разработана программа просветительского тренинга, направленная на изучение и формирование у старшеклассников представления об инклюзивном образовании, а также проверка эффективности программы просветительского тренинга, направленного на изучение и формирование у старшеклассников представления об инклюзивном образовании – реконструкция особенностей представления об инклюзивном образовании в сознании старшеклассника до и после проведения просветительского тренинга.
Во время реконструкции особенностей представления об инклюзивном образовании в сознании старшеклассников до и после проведения просветительского тренинга были получены следующие результаты:
- до проведения просветительского тренинга старшеклассники принимали ребенка с инвалидностью, как такого, который имеет проблемы со здоровьем, ограниченные возможности и одинокий, но имеет крепкий дух. В сознании старшеклассников приведенные характеристики существуют относительно детей с инвалидностью, но не являются связанными;
- после проведения просветительского тренинга уменьшилось количество учеников, которые называли детей с особыми потребностями «инвалидами»; они были заменены на слова «дети с ограниченными возможностями» или ученики употребляли местоимения. Также старшеклассники осознают, что проблемы со здоровьем у особых детей не являются причиной их ограничений. Они поддерживают идею правительства, считая нужным внедрение инклюзивного образования в общеобразовательных школах, поскольку «если школы носят название «общеобразовательные», то там действительно должны учиться все и школьная среда должна быть рассчитана и приспособлена для нужд всех учеников».
Перспектива дальнейшего исследования заключается в изучении и формировании представления об инклюзивном образовании у учащихся разных возрастных категорий в общеобразовательных школах России.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)