Насущные проблемы
Насущными проблемами, связанными с низкой результативностью диагностики, лечения и реабилитации детей с диагнозом расстройства спектра аутизма, в настоящее время остаются:
- Отсутствие соответствующей комплексной государственной программы.
- Недостаточная профессиональная подготовка врачей-психиатров навыкам правильного формирования функционального диагноза (психиатры в отдельных случаях не диагностируют расстройства спектра аутизма, а вместо этого необоснованно, вопреки диагностическим критериям, устанавливают диагнозы: «умственная отсталость» или «шизофрения»).
- Снижение престижа специальности детского психиатра, в связи с чем, имеет место нехватка специалистов на местах.
- Уменьшение доступности психиатрической помощи детям в сельскохозяйственных регионах и маленьких городах.
- Нерациональное использование детских психиатрических коек в крупных промышленных регионах и областных центрах.
- Отсутствие системы государственных учреждений медико-социальной реабилитации детей дошкольного возраста с расстройствами общего развития.
- Необоснованное, в отдельных случаях, использование антипсихотических препаратов, что ограничивает возможности для получения ребенком с расстройством спектра аутизма образования, профессиональных навыков и социальной инклюзии.
- Недостаточная готовность системы образования, в том числе и в законодательном плане, к инклюзивному обучению детей с расстройствами спектра аутизма.
- Специальные программы для школьного обучения детей с расстройствами спектра аутизма разработаны, но внедрены только в частных учебных заведениях.
- Недостаточность в системе Минздрава медико-технологических документов по стандартизации медицинской помощи, реабилитации и социальной поддержки детей с расстройствами спектра аутизма.
- Недостаточно производительное предложение со стороны отечественной психолого-педагогической науки и практики, в частности некритическая абсолютизация заимствованных из мировой практики отдельных реабилитационных методов и технологий без их необходимого научного анализа и профессионального компетентного применения.
- Несовершенство инструкций по установке групп инвалидности взрослым, что вызывает несоблюдение преемственности в случаях переоформления инвалидов с детства при достижении ими совершеннолетия, в частности о порядке переоформления инвалидности при расстройствах спектра аутизма.
Пути решения
Результативное программно-целевое обслуживание детей с расстройствами спектра аутизма предусматривает:
- раннюю диагностику;
- предоставление таким детям своевременной и действенной медико-социальной и психолого-педагогической помощи путем интеграции усилий детских психиатров, врачей общей практики, медицинских психологов, работающих в учреждениях системы Минздрава, воспитателей, педагогов, коррекционных педагогов, школьных психологов;
- также создание групп первичной поддержки ребенка.
В связи с этим общегосударственная политика по созданию полноценной и целостной системы помощи детям с расстройствами спектра аутизма (для обеспечения реализации их основных конституционных прав) должна формироваться на комплексных мероприятиях. Наиболее важные составляющие таких комплексных мер должны быть: научно-методическое обеспечение и обучение специалистов; научные исследования, обеспечение надлежащей системы реабилитации детей с расстройствами спектра аутизма и индивидуальный подход к ним, а также расширение охвата таких детей инклюзивным обучением.
По лечению психических расстройств в стационарных учреждениях акцент должен быть перенесен на социальную реабилитацию и инклюзию детей с психическими расстройствами, профилактику с созданием на уровне общин эффективных систем поддержки психологического благополучия, воспитания здорового образа жизни. Также должно иметь место перераспределение ресурсов между специализированной психиатрической, первичной медицинской и доврачебной помощью: развитие психиатрической помощи детям с психическими расстройствами и особыми потребностями по месту жительства и постоянного пребывания.
Конкретными путями решения проблем (по диагностированию, лечению и реабилитации детей с диагнозом расстройство спектра аутизма) могут быть:
- Разработка соответствующей комплексной государственной программы.
- Обеспечение доступа детей с психическими расстройствами к лекарственным средствам, которые в установленном порядке являются зарегистрированными на территории России, а их эффективность основывается на принципах доказательной медицины.
- Перенос акцента при оказании медицинской помощи детям из биологического лечения на психосоциальную помощь и психотерапию, прежде всего, когнитивно-поведенческую.
- Внедрение программ ранней диагностики и ранней помощи детям с расстройствами спектра аутизма, расширение ряда профилактических мероприятий, в том числе продвижение здорового образа жизни.
- Повышение профессионализма семейных врачей и врачей-педиатров диагностики и терапии психических расстройств у детей (в том числе с расстройствами спектра аутизма) и просмотр соответствующих учебных программ подготовки (лабораторными методами расстройства спектра аутизма не диагностируются, поэтому раннее диагностирование расстройств спектра аутизма напрямую зависит от квалификации специалистов).
- Широкий охват педагогических специалистов методологическими разработками Министерства охраны здоровья по вопросам диагностики, лечения и реабилитации детей с расстройствами спектра аутизма.
- Разработка для детей с расстройствами спектра аутизма специальных программ реабилитации и специальных профилактических программ для учебных учреждений (в рамках реформирования системы школьной медицины).
- Реформирование системы образования в направлении максимального охвата детей с расстройствами спектра аутизма инклюзивным обучением (разработка программы интеграции детей с ограниченными возможностями и особыми потребностями и детей с психическими расстройствами в существующие общие системы образования и профессиональной подготовки).
- Разработка программы подготовки учителей общим принципам психосоциальной терапии детей с дефицитом внимания, импульсивностью, гиперактивностью и расстройствами поведения.
- Развитие системы медицинской помощи детям с психическими расстройствами и особыми потребностями по месту жительства, путем создания региональных реабилитационных центров, которые должны работать как учреждения дневного пребывания детей.
- Интеграция специализированной психиатрической помощи детям с общемедицинской помощью.
- Использование ресурсов специальных дошкольных и школьных учебных заведений, реабилитационных центров.
- Отделение психиатрической помощи детям от психиатрической помощи для взрослых, в том числе путем организации детских психиатрических отделений в структуре детских многопрофильных больниц.
- Перенос акцента на втором уровне медицинской помощи со стационарной психиатрической помощи на амбулаторную консультативно-поликлиническую и полустационарную формы оказания медицинской помощи.
- Обеспечение участия институтов гражданского общества в формировании и реализации государственной, региональной политики, в частности, путем создания условий для обеспечения широкого эффективного представительства интересов граждан в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления, проведение регулярных консультаций (диалога) с общественностью по важнейшим вопросам жизни общества и государства.
- Поддержание научных исследований в области охраны психического здоровья детей, разработка и апробация современных методов диагностики, лечения, профилактики и реабилитации наиболее распространенных психических расстройств у детей, в частности с расстройствами спектра аутизма, кооперация с международными научными программами.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)