Психологическое здоровье преподавательского состава и особенности групповой динамики в учебных заведениях
Очевидно, что педагоги являются теми представителями нашего общества, которые демонстрируют не только положительные (знания, моральные ценности и другое положительное), но и негативные аспекты, часто деструктивные. Итак, педагогические вузы в своей деятельности - это часто организации, продолжающие традиции и дух советских времен. Очень часто и студенты-психологи, и студенты-педагоги, которые учатся в этих заведениях, к сожалению, испытывают на себе это давление преподавательского состава, сформированного в прошлом столетии. И в результате, мы получаем дипломированного специалиста, но с привитым комплексом неполноценности.
Учитель в школе или воспитатель в детском садике часто неосознанно травмирует учащихся или воспитанников через унижение, обесценивание, угнетение свободы и личной мысли ученика, пациента или клиента. Это связано также с тем, что статус учителя, статус психолога снижен в нашем обществе.
Структура детского сада и школы также несет деструктивное иго. Потому что до сих пор во многих заведениях директор воспринимается как царь и бог, специалисты вполне ему подчинены и ни в коем случае не имеют возможности высказывать собственное мнение.
Психолог в учебных заведениях часто не имеет соответствующей компетенции для того, чтобы модерировать конфликтные ситуации, которые возникают в учебном заведении, лечебном или специализированном реабилитационном заведении. А это также косвенно влияет на тех детей, которые к нам приходят. Они приходят открытые и ранимые, мы должны им помогать, а взамен часто не можем уберечься от конфликтных ситуаций, возникающих в наших коллективах.
Кроме того, часто психолог, который подчиняется директору, к сожалению, не имеет возможности выразить особое мнение. И это вызывает недоверие к этому психологу. Поэтому необходимо стремиться вывести психологическую службу в школах и детских садах из подчинения дирекции заведения.
Проблемы, которые препятствуют реализации основных конституционных прав детей с нарушениями психофизического развития:
- недостаточное, а иногда вообще отсутствует взаимодействие между органами государственной власти;
- ограниченный перечень и низкое качество социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями на монопольной, безальтернативной основе;
- несоответствие квалификации и навыков государственных специалистов современным мировым подходам, применяемым в реабилитации детей с нарушениями психофизического развития;
- несовершенный механизм формирования социального заказа и отсутствие системы контроля за качеством и соответствием предоставления социальных услуг инвалидам;
- отсутствие четкого понимания того, сколько средств государство выделяет на одного инвалида, и какие именно социальные услуги он может получить на эту сумму.
Указанные проблемы существуют и углубляются, несмотря на то, что из года в год на нужды инвалидов выделяются значительные средства, но ситуация не улучшается, и положение этих людей не становится лучше. То есть система работает сама на себя и фокусируется не на поддержке инвалидов, а на поддержке существования самой системы.
Такую систему нужно менять, в том числе на законодательном уровне, поэтому можно выделить такие шаги для решения указанных проблем.
Во-первых, для решения проблемы межведомственной координации, по примеру таких европейских государств, как Франция и Польша, создать сеть широкопрофильных социальных центров.
Во-вторых, законодательно утвердить принцип «деньги ходят за ребенком» для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе детей-инвалидов, путем введения механизма социального ваучера или социальной карты инвалида, что предусматривает целевое направление бюджетных средств в учреждения, которые выбрали родители ребенка для получения социальных, образовательных и других услуг. Такой механизм создаст конкурентную среду, а, следовательно, будет способствовать повышению качества социальных услуг, предоставит возможность выбора поставщика таких услуг, а социальные службы смогут контролировать целевое использование родителями или опекунами бюджетных средств, предоставляемых государством в качестве пособия на ребенка-инвалида.
В-третьих, нужно расширить перечень специальностей в высших учебных заведениях, по которым будет осуществляться подготовка таких специалистов, как терапевт, эрготерапевт, педагог по альтернативным коммуникациям и других специалистов, которые в занятиях с детьми с нарушениями психофизического развития применяют прогрессивные методики - социально-психологическую реабилитацию, социальную адаптацию, интеграцию и тому подобное. Эффективность применения названных терапий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, в том числе с тяжелыми формами умственной отсталости, доказана во многих странах мира, а также отечественными специалистами, которые предоставляют такие услуги частным образом.
Целесообразно также разработать новые стандарты образования для применения их при обучении детей с психофизическими нарушениями, в том числе с аутизмом, тяжелыми нарушениями развития, комбинированными нарушениями, с учетом социальных компонентов - обучение навыкам самостоятельной жизни, приобретение элементарных профессий.
В-четвертых, перенимая прогрессивный мировой опыт, в частности таких социально совершенных государств, как Швеция, предлагается передать общественным организациям право предоставления большинства социальных услуг для людей с особыми потребностями путем упрощения процедуры социального заказа. Целесообразно оставить за государством преимущественно функции первичного приема, координации, информирования, контроля за качеством предоставления социальных услуг и делегировать полномочия по предоставлению таких услуг общественным организациям, которые лучше в этом разбираются.
Предложенные меры по решению обозначенных проблем требуют значительного реформирования существующих механизмов за счет государственного и местных бюджетов, определенных структурных реформ и перераспределения полномочий между органами государственной власти. В то же время уже в краткосрочной перспективе ожидаемыми результатами будет значительное улучшение качества социальной помощи детям-инвалидам, расширение спектра предоставляемых услуг, и более четкое отслеживание порядка использования бюджетных средств. В результате такой реформы бюджетных средств будет тратиться не более, чем сегодня. При этом каждый инвалид почувствует персональную заботу со стороны государства, получит большую свободу выбора необходимых ему услуг, получит услуги высшего качества. И социальные структуры будут заинтересованы в повышении качества своих услуг и развитии собственных возможностей.
Уже сегодня мы должны заложить основу будущей системы социальной защиты, что позволит детям с нарушениями психофизического развития получить равный доступ к образованию, социальной защите и здравоохранению, а, следовательно, сделает их счастливее.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)