Роль эффективных изменений
Проводником изменений может быть кто угодно: директора школ, работники администрации, преподаватели-предметники, учителя-специалисты (то есть специалисты с высшим педагогическим образованием, которые специализируются на определенном типе ограниченных возможностей), учителя специального образования, родители, руководители и учащиеся. Им могут поручить роль проводника изменений или они сами обнаружат инициативу. Термины «проводник перемен» и «фасилитатор перемен» часто употребляются в литературе как взаимозаменяемые, но иногда - с определенными отличиями. Здесь они синонимичны и обозначают лиц, непосредственно работающих с другими людьми для достижения изменений. Проводник изменений выполняет функции фасилитатора: оказывает поддержку, помогает, способствует, поощряет, убеждает или учит людей, прокладывая путь реальным и необходимым изменениям.
Задача эффективного фасилитатора изменений: создание благоприятных организационных условий, обеспечение учебной подготовки, консультации, повышение мотивации, мониторинга, коммуникации со всеми участниками процесса, по распространению результатов. Фасилитатором изменений может быть лицо, которое отзывается на предложенные изменения, руководит их реализацией, инициирует их. Важно, чтобы учителя считали себя фасилитаторами изменений, даже если не они инициировали.
В процессе изменений роль проводника может включать:
- Диагностирование проблемы. Когда существование проблемы или потребности становится очевидным, важно ее точно диагностировать. Нужно искать ответы на вопрос «Что не так?» «Почему?», «С кем?» И «Когда?». Проводник изменений может оказывать поддержку, подтверждая, что проблема действительно существует, определяя характер проблемы вместе с другими. Нужно привлекать всех, кого касается эта проблема и возможные пути ее решения.
- Определение мотивации и способностей участников процесса изменений. Для реализации любых изменений сначала нужно оценить мотивацию всех, кто впоследствии будет в них принимать участие. Осознают ли они потребность в изменениях? Обладают ли навыками, необходимыми для их внедрения? Если нет, стоит обратить внимание на методы преодоления этих барьеров. Может понадобиться длительное время (даже годы) пока у учителей сформируются необходимые умения, навыки и готовность присоединиться к переменам.
- Оценка собственной мотивации и ресурсов. Проводники изменений должны оценить свою собственную мотивацию и способность содействовать процессу изменений. Если есть настоящая необходимость в изменениях и искренний отклик на нее - можно начинать. Если же это лишь попытка, например, получить признание, то шансы на успех уменьшаются. Кроме того, проводники изменений должны заранее определиться, хватит ли им времени, энергии и преданности делу, и смогут ли они довести его до конца.
- Выбор соответствующих задач для процесса изменений. Нужно решить, какие именно действия следует выполнить, кто будет реализовывать запланированное, сколько времени отводится на достижение отдельных этапов. Это нужно делать совместно со всеми участниками процесса.
- Выбор оптимальных средств поддержки. Когда нужно ввести новую программу или метод, проводник изменений может выполнять различные роли. Например, он имеет достаточно знаний и опыта, чтобы представить материал и осуществлять учебную подготовку. Он также может предоставлять необходимую помощь в процессе анализа результатов и планирования. Проводник изменений может назначать время для проведения встреч, направлять процессы обсуждения и разработки плана действий, определять задачи членов команды, информировать всех участников группы и руководителя школы о результатах встреч команды. Проводники изменений должны знать, на каких этапах развития заинтересованности находятся все, кто вовлечен в процесс изменений. Знание об этапах, через которые проходит учитель, осознание связанных с ними потребностей, поможет проводнику изменений ответить на запросы участника и, таким образом, дать ему возможность перейти на новый этап.
- Налаживание и поддержание отношений. Проводники изменений должны владеть навыками межличностных отношений. Им приходится договариваться о способах решения проблем, улаживать конфликты, поддерживать открытую коммуникацию между членами группы и своевременно информировать всех вовлеченных лиц, морально поддерживать путем поощрения их усилий. Также необходимы навыки управления группой и формирования команды.
- Выбор целесообразных методов. В зависимости от конкретной ситуации, лучше организовать рабочую группу в школе, обратиться к школьному совету, чтобы заручиться поддержкой школы, родителей и общества, или работать индивидуально с учителем по методике командного преподавания.
- Управление процессом оценки. В начале полезно установить критерии и определить этапы для оценки результатов. Если все понимают, каким должен быть желаемый результат, и если на протяжении всего процесса изменений осуществляется стабильная обратная связь, то хорошие промежуточные результаты становятся дополнительным стимулом для дальнейшей деятельности, а трудности можно вовремя выявить и преодолеть. Иногда оценки показывают, что полученные результаты не совпадают с запланированными, или ситуация несколько изменилась и нужно внести коррективы в первоначальный план (даже при необходимости отказаться от внедрения определенных изменений).
Действия, которые выполняют проводники изменений, делятся на шесть категорий:
- создание благоприятных организационных условий (например, принятие решений, составление графика, предоставление материалов);
- подготовка (обучение новым умениям и навыкам, проведение семинаров, предоставление обратной связи);
- консультации и моральная поддержка (поощрение участников во время индивидуальных или групповых бесед, наставничество);
- мониторинг (сбор информации, проведение совещаний с учителями для обсуждения работы);
- внешняя коммуникация (информирование других, например, представителя администрации школы, родителей, членов общины);
- распространение опыта (поощрение других лиц, не участвующих в эксперименте, использовать данное нововведение, распространение информации).
В дополнение к этим функциям, проводник изменений также должен быть готов к возникновению конфликта и способствовать его разрешению. Конфликт - неотъемлемая часть любой деятельности, направленной на достижение изменений. Важно, чтобы люди имели возможность спорить, но при этом сохраняли желание слушать друг друга, чтобы генерировать новые идеи. Необходимо с уважением относиться к противоположным мыслям, поскольку таким образом формируются лучшие идеи, обеспечивается критический анализ и оценка предлагаемых изменений.
Большое значение для решения проблем имеют хорошие коммуникативные навыки или навыки взаимодействия. Они играют ключевую роль в проведении удачных совместных консультаций (которые являются чрезвычайно эффективным инструментом достижения изменений и поддержки детей с особыми образовательными потребностями). К главным принадлежат навыки межличностной коммуникации:
- проведение беседы, урегулирование конфликтов, переговоры и формулирование эффективных вопросов;
- способность мобилизовать ресурсы для удовлетворения образовательных потребностей учащихся;
- методики обучения учителей, родителей и других членов персонала;
- навыки решения проблем, в том числе определение, анализ и оценка;
- навыки принятия решений, в том числе способность достичь решения и предоставить ему окончательного оформления.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)