Преимущества и недостатки моделей ресурсных центров
Модель ресурсного центра № 1 (дистанционная)
Преимущества
- Услуги предоставляются по месту жительства ребенка и меньше зависят от возможностей родителей привезти ребенка в центр.
- Консультативная поддержка предоставляется с привлечением родителей и соответствующего персонала (медицинских, социальных или педагогических работников), которые непосредственно работают с семьей и ребенком. Таким образом происходит развитие персонала на месте и уменьшается зависимость от специалистов центра.
- Некоторые стратегии вмешательства лучше интегрируются в повседневную жизнь ребенка, поскольку происходят в привычном для него окружении.
- Услуги можно разработать с учетом потребностей ребенка в определенной среде.
- Более эффективное использование ресурсов. Например, если ребенку больше не нужна инвалидная коляска или другое промежуточное оборудование, он возвращает его в центр, который сможет предоставить этот ресурс (по необходимости) другому ребенку.
Недостатки
- Выезд на место специалистов центра может отнимать много времени и средств.
- Развитие местного потенциала может восприниматься как уменьшение зависимости местного персонала от специалистов ресурсного центра.
- Родители и другие специалисты могут считать такие «косвенные» услуги менее качественными.
- Обучение работников на местах предоставлять соответствующие услуги может потребовать много времени.
Модель ресурсного центра № 2 (на базе центра)
Преимущества
- Отсутствие необходимости поездок для специалистов ресурсного центра, более эффективное использование рабочего времени.
- Родители часто считают услуги на базе центра более качественными.
- Возможность создания центра повышения квалификации на базе ресурсного центра.
- Возможность предоставления услуг на базе центра без необходимости выезжать на места часто привлекает высококвалифицированных специалистов.
Недостатки
- Выезд в центр может быть сложным для некоторых семей, поскольку требует дополнительных средств и времени.
- Многие педагоги желают получить консультации специалистов непосредственно в учебном заведении, а не ехать для этого в центр.
- Невозможность развития потенциала специалистов на местах.
- Услуги на базе центра не дают возможности учесть особенности местного контекста.
- Сложнее отследить дальнейшее качество предоставления услуг на местах.
Ключевая роль в проекте отводится инклюзивным ресурсным центрам, предоставлять поддержку родителям детей с особыми потребностями, распространять инклюзивные образовательные практики путем обмена информацией и знаниями, сотрудничать с другими организациями, создавая действенную сеть для поддержки инклюзии.
Важным фактором достижения цели проекта является доступ его участников к новым знаниям, практике, информационным ресурсам. Такой доступ обеспечивается путем участия в тренингах, рабочих встречах, заседаниях «круглых столов», получении наставнической помощи.
Консультант - координатор инклюзивного ресурсного центра отвечает за выполнение следующих задач:
- Участие в тренингах, заседаниях «круглых столах», рабочих встречах и других видах деятельности, предусмотренных планом проекта.
- Разработка и содействие утверждению внутренней документации инклюзивного ресурсного центра для обеспечения его деятельности, а именно: Положение об инклюзивном ресурсном центре, полномочия и задачи совещательного комитета и тому подобное
- Формирование партнерства с государственными и негосударственными организациями для реализации задач инклюзивного ресурсного центра путем разработки и подписания Меморандума о сотрудничестве между партнерами (на региональном уровне). Копия подписанного меморандума прилагается к отчету.
- Сбор данных о существующих услугах и пробелы в области образования и других сферах, касающихся вопросов инклюзивного образования (сфера здравоохранения, социальной политики и др.). Полученные результаты станут базой данных о ресурсах на региональном уровне и основой для составления плана деятельности инклюзивного ресурсного центра.
База данных ресурсов должна содержать следующую информацию:
- В области образования:
- общее описание существующего состояния внедрения инклюзивного образования в регионе и перспективы его развития (до 300 слов);
- нормативно-правовая база, нормативно-правовые документы, которые выдаются на уровне области, города, района;
- описание региональных программ, инициатив, экспериментальных программ в области образования и других сферах, учитывая вопрос инклюзии (название документа, дата и номер регистрации, основные положения, касающиеся вышеупомянутого вопроса);
- подразделения Управления образования, включая: отдел инклюзивного и специального образования, центр практической психологии, психолого-медико-педагогическую консультации и другие службы (название, адрес, руководитель учреждения, контакты, ключевые направления деятельности, функции). Желательно приложить аннотированную информацию о каждой из них (до 50-ти слов, в том числе адрес сайта);
- дошкольные учебные заведения с инклюзивным группами, (название, адрес, руководитель учреждения, контакты, специалисты). Желательно добавить аннотированную информацию о каждом учебном заведении (до ста слов, в том числе адрес сайта);
- общеобразовательные учебные заведения с инклюзивным классами, (название, адрес, руководитель учреждения, контакты, специалисты). Желательно добавить аннотированную информацию о каждом учебном заведении (до ста слов, в том числе адрес сайта);
- специальные учебные заведения (школы-интернаты) (название, адрес, руководитель учреждения, контакты, специалисты). Желательно добавить аннотированную информацию о каждом учебном заведении (до ста слов, в том числе адрес сайта);
- внешкольные учебные заведения (название, адрес, руководитель учреждения, контакты, специалисты). Желательно добавить аннотированную информацию о каждом учебном заведении (до ста слов, в том числе адрес сайта);
- учебно-реабилитационные центры (название, адрес, руководитель учреждения, контакты, специалисты). Желательно добавить аннотированную информацию о каждом учебном заведении (до ста слов, в том числе адрес сайта);
- В сфере социальной защиты:
- реабилитационные центры (название, адрес, руководитель учреждения, контакты, специалисты и сфера услуг, которую они предоставляют);
- школы-интернаты (название, адрес, руководитель учреждения, контакты, специалисты и сфера услуг, которую они предоставляют);
- общественные организации, проекты (название, адрес, руководитель учреждения, контакты, специалисты и сфера услуг, которую они предоставляют) с указанием сайтов.
- Организация и проведение рабочих встреч для реализации задач проекта.
- Содействие поддержке родителей, педагогов и других представителей общественности для внедрения и развития инклюзивного образования путем реализации функций инклюзивного ресурсного центра.
Информационная помощь:
- Предоставлять семьям актуальную информацию о политике (нормативно-правовые документы на национальном и региональном уровне), программы и услуги для детей с особыми потребностями.
- Предоставлять информацию ключевым группам (например, о нормативно-правовых документах, результатах современных исследований в области инклюзивного и специального образования).
- Разрабатывать информационные материалы (например, информацию об особых потребностях, советы родителям, педагогам) и распространять их среди всех ключевых групп.
Консультативная помощь:
- Предоставлять рекомендации об использовании надлежащих учебных материалов, ресурсов и оборудования для содействия процессам обучения и преподавания в условиях инклюзивной учебной среды.
- На постоянной основе давать консультации и организовывать учебные мероприятия для работы в инклюзивной учебной среде для персонала учреждений образования, других программ, работающих с детьми с особыми потребностями и их родителями, как на базе учреждения, так и на базе центра.
Отстаивание интересов:
- Предоставлять рекомендации и компетентную информацию в области обучения детей с особыми потребностями в процессе разработки и внедрения нормативно-правовых документов, направленных на поддержку реализации концепции инклюзивного образования в сотрудничестве с органами власти и негосударственными организациями.
- Работать с партнерскими учебными заведениями и организациями, которые заботятся о проблемах детей с особыми потребностями, для того, чтобы удовлетворять потребности и решать вопросы политики, касающиеся детей с особыми потребностями.
- Разрабатывать рабочие варианты документов, необходимых для развития потенциала организаций общественного сектора и их эффективного сотрудничества с государственными органами, школами, дошкольными учреждениями и специалистами в деле внедрения инклюзивного образования, а также подавать предложения о редактировании и улучшении таких документов, разработанных другими компонентами проекта, партнерскими институтами или экспертами проекта.
- Вести и описывать «жизненные примеры» успешной практики привлечения детей к инклюзивному образованию и предоставления соответствующей поддержки.
- Разрабатывать материалы для статей, формировать пресс-релизы / анонсы и сотрудничать со средствами массовой информации.
- Осуществлять планирование и отчетность инклюзивного ресурсного центра в соответствии с графиком, утвержденным координатором проекта, и формами, которые прилагаются.
Консультант формирует и представляет координатору проекта следующие материалы: планы, отчеты, материалы для размещения на сайте проекта.
Все вышеуказанные материалы должны быть доступны для прочтения, предоставлены на электронном носителе в формате WORD или по электронной почте.
Планы, отчеты и информационные материалы, а также отчет будут служить основой для выплат.
Проект предоставляет консультанту технические средства, методические материалы, консультативную поддержку.
Консультант должен иметь:
- знание и опыт работы в сфере проектного менеджмента;
- хорошие навыки устного и письменного общения на русском языке;
- хорошие навыки работы с компьютером;
- способность работать в группе, а также обеспечивать соблюдение предельных сроков;
- подтвержденный опыт в вопросах проектного менеджмента (резюме).
Кроме того, консультант должен обладать хорошими навыками межличностных отношений, быть настойчивым, восприимчивым и преданным, а также иметь коммуникативные, презентационные и организаторские способности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)