Деятельность и сотрудничество специалистов
Деятельность и сотрудничество специалистов мультидисциплинарной команды в условиях инклюзивной школы: педагоги (учителя, дефектолог), ассистенты, психолог, социальный педагог, администрация учебного заведения, родители.
Организация обучения в инклюзивном классе предусматривает подготовку и создание условий, необходимых для работы учеников над усвоением программного материала, преодоление учебных проблем. Организационная сторона такой работы охватывает широкий диапазон вопросов:
определение оптимальной ее формы (групповая, подгрупповая, индивидуальная), типа урока и его структуры, а также обеспечение учеников необходимыми учебными материалами, инструментами и тому подобное. То есть, ребенок с особенностями психофизического развития не должен занимать особого положения в классе, он должна чувствовать себя естественно и достичь максимальной самостоятельности. Важно, чтобы в начале школьного обучения ученик с нарушениями развития имел возможность преодолеть собственные стереотипы поведения и приобрести определенные навыки социального поведения в классной среде.
Особое значение для проведения коррекционной работы имеет целенаправленный отбор содержания обучения и использования его возможностей.
Исправление недостатков ребенка и его обучение могут осуществляться на одном и том самом программном материале, однако, в зависимости от поставленной цели, избранных форм организации обучения, типа урока или занятия, меняться сила, темп коррекционного воздействия и качественного усвоения знаний. Например, если к реализации привлечено учителя, психолога и родителей, успешным коррекционный влияние будет только при условии взаимного дополнения, повторения и закрепления учебного материала в различных формах работы с различными специалистами во время различных видов деятельности. Поэтому, чтобы учебный материал имел коррекционное значение и способствовал созданию отдельной составляющей развития, он должен обеспечивать достижение образовательной цели, учитывать особенности его усвоения и давать возможность в процессе обучения проведения коррекционно- развивающей работы. Если на уроке математики ставится цель сформировать у ребенка определенную умственную действие, например, обобщение по общему признаку, то содержание обучения должно содержать материал для такой работы, а решение соответствующей арифметической задачи -ставить ребенка в ситуацию необходимости выполнять действие обобщения. Психолог данное понятие может закреплять во время индивидуальных коррекционных занятий, используя другую наглядность или задание на повторение или закрепление материала. Родители обобщающие понятия могут закреплять во время прогулки, чтения, выполнения «домашних дел».
Достижения коррекционной цели предполагает и определение соответствующего предмета коррекции методики дифференцированного воздействия (методы, средства, приемы, условия и т.п.). Именно методике предоставляется ведущая роль в проведении коррекционно- развивающей работы.
Постановка и достижение цели в соответствии с определенным предметом коррекционного воздействия требуют предусматривать и коррекционные эффекты как специфические, веские ее компоненты, то есть выбирать показатели результативности работы с ребенком, проведенной средствами организации, содержания, методики. Если показателем эффективности обучения является усвоение учеником знаний и способов действий, намеченных учебными программами, то эффективность коррекции измеряется по параметрам, свидетельствующим о его развитии. Наиболее общий показатель развития - становление у ребенка деятельности (игровой, учебной, трудовой), всех ее структурных компонентов, приобретение таких характеристик деятельности, как ее осознанность и произвольность, обще учебных и обще трудовых умений, развитие или формирование определенных как предмет влияния составляющих психофизического развития.
Рассматривая отличие показателей эффективности усвоения учебного и коррекционного процессов, следует учитывать разные сроки их достижения. Ведь овладения учащимися знаний, умений и навыков происходит гораздо быстрее, чем становление в них определенных психических достижений.
Для достижения положительных качественных изменений в процессе организации коррекционно-развивающей работы в инклюзивном классе специалистам необходимо соблюдать определенные наукой принципы:
- системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- единства диагностики и коррекции - приоритетности коррекции каузального типа;
- принцип коррекции учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- комплексности методов психологического воздействия;
- активного привлечения ближайшего социального окружения.
Таким образом члены учебной команды в процессе коррекции психического развития (совокупность педагогических и психологических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физическом развития ребенка, которая включает в себя как коррекцию отдельных дефектов, так и целостное влияние на личность) придерживаются и используют психокоррекционные технологии совокупность знаний о способах и средствах проведения психокоррекционного влияния, который рассматривают как сложную систему, включающую стратегические, и тактические задания.
- стратегические - разработка психокорекционных развивающих программ и комплексов; - тактические - разработка методов и психо-коррекционных развивающих техник (выбор формы проведения коррекционно- развивающей работы, подбор групп, режим и продолжительность занятий).
Система комплексной коррекционно- развивающей помощи детям с особыми потребностями в условиях инклюзии предусматривает:
1. Медицинская помощь (лечение основного заболевания, поддерживающая терапия, лечебная физкультура, массаж и др.). Например, ребенок с общими соматическими заболеваниями в медицинском блоке учебного заведения может получить (ввести) необходим препарат (инсулин) посещать группу оздоровительной лечебной физкультуры вместо основной группы по физическому воспитанию; ребенок с церебральным параличом получает реабилитационную поддержку в виде стимулирующего или расслабляющего массажа и др.
2. Педагогическую помощь (обучение, воспитание и развитие). К примеру, педагогом добираются соответствующие потребностям ученика технологии подачи материала или его воспроизведения; проводится дополнительная индивидуальная работа; создаются условия для социальной адаптации ученика.
3. Психологическая помощь (психологическая коррекция, оптимизация семейного климата). Психолог учебного заведения проводит семейное консультирование; организует совместные мероприятия в классе; преодоления конфликтов, а также проводит индивидуальную психо-коррекционную работу с учениками.
4.Социально помощь (предоставление возможности социализироваться, помощь нетрудоспособным и др.). Например, социальный педагог способствует адаптации ученика; проводит занятия с родительским коллективом; работает над осознанием выбора профессии; заботится о семейном микроклимате.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)