Проблемы адаптации инвалидов на рынке труда
Социально-экономическую политику по отношению к населению каждое государство формирует в зависимости от социально-экономических приоритетов. Не менее важными факторами, которые влияют на приоритеты, является осложнение демографической ситуации, которое характеризуется старением населения, уменьшением рождаемости, загрязнение окружающей среды и как результат - рост численности лиц с определенными недостатками. Учитывая вышеуказанные факторы, главная задача социальной политики государства должна заключаться в четком структурировании социальных групп и формировании подходов к государственной социальной поддержке по отношению к данным группам в зависимости от их специфики. Ведущее место в направлениях реализации социальной политики занимает вопрос финансового обеспечения социально-уязвимых слоев населения. Не менее важным является обеспечение социальной защиты и полной интеграции инвалидов в жизни общества на основе равного доступа к образованию, медицине, информации.
Проблемы инвалидов не ограничиваются одним направлением и их можно классифицировать под влиянием различных факторов, и рассматривать под разными углами. Инвалиды, входящие во взрослую жизнь, натыкаются на барьеры: трудоустройство и создание семьи. Молодые люди, которые имеют инвалидность, редко могут реализовать собственные потребности с помощью институтов образования и социального обеспечения. Они, в большинстве случаев, вынуждены жить в специальных заведениях и взаимодействовать с государственными службами.
Комплексная реабилитация инвалидов воплощена в индивидуальную программу реабилитации, которая предоставляет данным социальным группам возможность работать, но не обязывает их к этому. Существует два варианта трудоустройства: на обычном рабочем месте, если рекомендации медико-социальной экспертной комиссии не противоречат настоящему и на специализированном предприятии, которое в первую очередь ориентировано на использование труда инвалидов. Одним из возможностей трудоустройства является предоставление специализированного рабочего места на предприятиях, в организациях, учреждениях. Но это одиночные предложения, поскольку данный вариант требует дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию, наличие дополнительного оборудования, технического оснащения. В Эстонии, например, государство выплачивает денежную компенсацию в связи с адаптацией лиц с недостатками на рабочем месте.
Рассматривая трудоустройства, необходимо помнить, что эффективность данного мероприятия невозможна без образования, профессиональной подготовки. Делая первые профессиональные шаги, лица с определенными недостатками сталкиваются с проблемами, которые есть у всей молодежи - отсутствие профессионального опыта. Усугубляет ситуацию и несоответствие уровня образования требованиям рынка труда: виды профессий на рынке труда и подходы к выполнению работ изменились, а система и механизм обучения находится на уровне прошлого. Таким образом, наличие проблем с получением соответствующего образования именно востребованных специальностей делает инвалидов неконкурентоспособными на рынке труда, а недоступность объектов социальной инфраструктуры для данной категории граждан сокращает количество рабочих мест.
Не менее важной проблемой является неосведомленность инвалидов о своих правах на рынке труда. Многие не знают о возможности получения оплачиваемой работы на уровне рыночной стоимости рабочей силы (работают за минимальную заработную плату, в худшем случае - для открытия трудовой книги), существовании профессиональной реабилитации. В результате лица с определенными недостатками имеют много прав и одновременно меньше реальных возможностей для их реализации. Итак, главная задача государства не содержать социально уязвимые слои населения, а дать возможность им реализоваться как личность, вести полноценный образ жизни.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)