Доступная среда в школе
Государственная социальная политика РФ по отношению к детям-инвалидам направлена на реализацию их права на полноценное образование, интеграцию в общество и участие в общественной жизни. Она реализуется посредством выполнения соответствующей государственной программы и законодательных актов, таких как Закон РФ «О социальной защите прав инвалидов», а также приказом Минобрнауки и методическими рекомендациями Минздравсоцразвития, в которых чётко устанавливаются стандарты для обеспечения безбарьерного пространства для детей с особым статусом.
Цели и задачи создания доступной среды в школе
Эта программа действует в стране с 2011 года. Только за первые несколько лет после её принятия было модернизировано более 50% образовательных учреждений, в 90% городов созданы карты доступности социальных объектов для маломобильных групп населения, а возможность получения детьми-инвалидами инклюзивного образования стало возможным в 20% школ. В настоящее время программа продолжает действовать. Она требует от органов образования и администраций учебных заведений создания доступной среды для инвалидов в школе – условий, в которых особые дети учились бы наравне со всеми. Такие изменения позволят повысить в обычных учениках уровень толерантности, а детям с особым статусом – быстрее интегрироваться в общество.
Что же представляет собой доступная среда для детей-инвалидов в школе? Наряду с серьёзной коррекцией всего педагогического процесса, подготовкой соответствующих инклюзивных программ и взятия в штат дополнительной единицы – дефектолога для проведения с детьми коррекционных и реабилитационных занятий, доступная среда в школе – это довольно большие финансовые вложения. Они связаны с необходимостью реконструкции самого здания и прилегающей территории, а также с приобретением и монтажом специального оборудования доступной среды в школе. Следует понимать, что для каждой категории детей с физическими проблемами имеются свои рекомендации по созданию безбарьерной среды.
Перечень мероприятий и оборудования для создания доступной среды различных категорий учеников с особым статусом
Безбарьерная среда для учащихся с проблемами опорно-двигательного аппарата
Эта категория особых детей требует самого большого объёма вложений. В перечень мероприятий входят следующие.
Создание пандуса перед входом в образовательное учреждение с перилами с двух сторон:
– ширина пандуса – не меньше одного метра;
– поручни монтируются на высоте 0.7 и 0.9 метра;
– максимальный уклон – не больше 8% (уклон определяется в процентах, как соотношение общей высоты подъёма к длине по горизонтали);
– наличие ограждающего пятисантиметрового бортика, предупреждающего соскальзывание коляски, обязательно.
Переоборудование входа в образовательное учреждение:
– открывание входной двери необходимо организовать организовано в сторону, противоположную от пандуса;
– если дверь двухстворчатая, её полотна следует сделать шириной не меньше 0.9 метра;
– если при входе имеются турникеты, то один из них необходимо сделать без «вертушки» с шириной проезда не менее 90 см.
Переоборудование внутренних помещений:
– ширина для проезда кресла-коляски внутри здания должна составлять не менее 1.5 метра в одном направлении, а при встречном – не меньше 1.8 метра;
– ширина проезда прохода в аудитории и кабинеты с мебелью и различным оборудованием – 1.2 метра;
– все двери должны быть без порогов и перепадов высот, а также иметь противоударную полосу на высоте 30 см от пола;
– двери и ограждения, выполненные из прозрачных материалов должны быть ударопрочными;
– при наличии ковровых покрытий, они прочно закрепляются, особенно в местах стыков и на границах полотен;
– внутренние лестницы оборудуются непрерывными по всей длине поручнями, которые надёжно закрепляются и имеют конструкцию, исключающую получение травм;
– конструктивные элементы по пути движения внутри здания, которые размещены на стенах, должны иметь закруглённые края и не выступать более чем на 10 сантиметров;
– если в здании более одно этажа, оно оборудуется лифтом или специальными подъёмниками;
– в учебных аудиториях следует установить специально сконфигурированную мебель в ряду около двери.
Переоборудование школьного туалета:
– раковина, как минимум одна, устанавливается на высоте не больше 80 сантиметров от уровня пола и не менее 20 сантиметров от боковой стены;
– наличие специальной кабинки уборной шириной 1.65 и глубиной 1.8 метра обязательно, причём если в кабине имеется раковина, то глубина должна быть увеличена до 2.2 метра;
– наличие специального унитаза для колясочников обязательно;
– возле унитаза монтируются специальные откидные поручни и предусматривается место для кресла-коляски, также для удобства могут быть установлены специальные штанги, различные подвесные системы, другое оборудование;
– водопроводные краны следует установить рычажные или нажимные.
Изменения также требуются в школьно столовой и раздевалке. В столовой надо расширить ширину проходов, сделав их более одного метра и установить столы максимально близко к буфетной стойке. Что же касается школьной раздевалки, то для детей-инвалидов лучше предусмотреть отдельную комнату.
Доступная среда в школе для детей-инвалидов по зрению
Перечень необходимых мероприятий по созданию в школе доступной среды для слабовидящих учащихся состоит из следующих:
– создание системы маркировок на отдельных конструкциях и мебели;
– нижние и верхние ступеньки лестничных маршей следует покрасить в яркий жёлтый или белый цвет;
– на прозрачных дверях надо нанести яркую маркировку, высотой не меньше 10 сантиметров и шириной не меньше 20 см, расположив её на высоте около полутора метров;
– на всех дверях в школе должны быть надписи, таблички или рисунки;
– мебель в учебных аудиториях следует подобрать ярких цветов, чтобы она стала хорошо различима;
– вся визуальная информация внутри здания выполняется крупным рельефным шрифтом, размер которого не менее 7.5 сантиметров, расположенным на ярком жёлтом или белом фоне, а для незрячих учеников информация дублируется шрифтом Брайля;
– в классах оборудуются одноместные места в первом ряду у окна, а подходы к ним выделяются рельефной фактурой пола или ковровыми покрытиями.
Доступная среда для учащихся с нарушением слуха:
– применение световых сигналов, которые дублируют звуковые: начало и конец урока, пожарная тревога, другие;
– применение специальных автоматизированных рабочих мест, включающих настольный компьютер и индукционные системы, использование другого оборудования.
Сенсорная комната
Отдельного внимания заслуживает так называемая сенсорная комната, которую часто ещё называют «релаксационной». Её понятие было введено в начале прошлого столетия знаменитым педагогом Марией Монтессори как особым способом обустроенная среда, оборудованная разными симуляторами: зрения, слуха, осязания, обоняния. Такая комната, являющаяся частью доступной среды для ОВЗ в школе, мощнейшим инструментом полноценного сенсорного развития ребёнка, включая коррекцию физических и эмоциональных расстройств.
Основные показания для занятий в такой комнате:
– разные психоневрологические проблемы;
– энурез, заикание, тики и другие проявления резидуально-органических поражений ЦНС;
– девиация поведения и разные школьные проблемы;
– различные нарушения эмоциональной сферы, например, замкнутость или излишняя застенчивость;
– психологические нарушения, например, стрессы или депрессии;
– некоторые психосоматические недуги.
Практика работы сенсорных комнат в школе показывает, что они полезны не только детям с особым статусом, но и обычным школьникам, потому что современная жизнь подростка – это огромный поток информации, эмоциональные перегрузки, зачастую негативная референтная среда, высокий темп жизни.
Определить состав и количество оборудования для создания доступной среды для детей с особым статусом решит в каждом конкретном случае администрация школы, а для того чтобы заказать комплексное оснащение с целью формирования доступной среды европейского уровня можно позвонить по телефону +7 (495) 133-90-25. Наши специалисты всегда дадут ответы на вопросы, предоставят профессиональные консультации и помогут с выбором.
Видео по теме