Технологии психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом в образовательном пространстве
В психолого-педагогическом изучении детей с аутизмом важно сосредоточиться на особенностях их уникальной психической организации, как:
- необычность системы сигналов для коммуникации с другими, собственный язык;
- схватывание информации от человека без прямого взгляда на него благодаря периферийному зрению;
- тонкое чувство эмоционального состояния другого человека, понимание того, с кем и как можно себя вести;
- сообразительность, преобладание невербального интеллекта;
- стремление к четкой определенности, порядку и завершенности, способность понять четко определенные алгоритмы, правила и постоянно придерживаться их;
- высокоразвитая механическая память;
- умение ориентироваться по визуальным стимулам-рисункам, пиктограммам, графикам и т.д.;
- способность заинтересоваться чем-то необычным;
- развит музыкальный слух;
- умение четко ориентироваться в пространстве и времени.
Ресурсы среды в процессе подготовки и внедрения совместного обучения детей с особыми образовательными потребностями и детей с типичным развитием это система факторов, которые имеют поддерживающий, стимулирующий и коррекционно-развивающий потенциал.
- ресурсы можно объединить в три группы:
- предметно-пространственные;
- организационно-смысловые;
- социально-психологические.
- -пространственные ресурсы.
- этой группы конкретизируются в таких подходах, как: структурирование учета важных предметов для преобразования среды. Учитывая международный опыт, создание благоприятных условий для ребенка с аутизмом предусматривает определение зон для деятельности и их границ с помощью определенных визуальных опор, чтобы сделать среду понятной, управляемой и способствовать сосредоточению внимания и глубокому пониманию задачи.
В процессе планирования пространства помещения группы (класса) рекомендуется учитывать его многофункциональность и, соответственно, предусматривать различные зоны:
- учебную;
- игровую;
- «живой природы;
- релаксационную.
- ресурсы учебного помещения тесно взаимосвязаны с предметными ресурсами и предусматривают наличие специфических предметных ресурсов в каждой зоне.
- начале внедрения такого зонирования происходит договоренность с детьми о каждом участке пространства, ведь ученикам важно знать, что будет происходить в том или ином месте, где каждая зона начинается и где заканчивается, как попасть в определенную зону и как осуществлять переход с одного участка к другому?
- структурированность внешнего пространства учит детей с аутизмом соблюдать правила определенного поведения, формирует привычки выполнять определенные виды деятельности. Когда дети начинают выполнять задачи более самостоятельно, объем физического структурирования может постепенно уменьшаться.
Обучение таких детей общечеловеческим правилам и нормам происходит благодаря взрослым, которые:
- знакомят их с доступными моделями общения (здороваться, прощаться, благодарить);
- демонстрируют различные вербальные и невербальные средства общения (мимика, взгляд, жест, пантомимика);
- формируют социальные навыки и социальное поведение;
- организуют взаимодействие ребенка с микросоциумом;
- формируют социальный опыт на занятии, моделируют различные формы общения и усвоения социальных форм поведения;
- способствуют формированию доверительных, доброжелательных отношений, положительного настроения;
- обеспечивают эмоциональную насыщенность занятия и разнообразие деятельности;
- создают ситуацию успеха и тому подобное.
- усвоения приемлемых в социуме правил следует использовать визуальную поддержку, например, карточка, расположенная слева, должна быть подсказкой для ученика с аутизмом, чтобы он не забыл поздороваться с одноклассниками. А карточка справа ориентирует, как надо вести себя ученику на уроке: ровно сидеть за партой, смотреть на учителя или на доску.
- визуальной поддержке у таких детей вся важная информация всегда доступна; появляется возможность обратить внимание на соответствующую информацию, которую сложно воспринимать ребенку с аутизмом; получить знания и научиться оперировать ними: обрабатывать, систематизировать, запоминать, принимать участие в процессе коммуникации.
- задачей использования социально-психологических ресурсов в процессе обучения и развития детей с аутизмом является «добавление» к миру людей, ведь именно эта причастность позволяет сформировать предпосылки их всестороннего развития и приобрести адаптивные возможности.
- и использование всех указанных групп внешних ресурсов способствует созданию условий для введения детей с аутизмом в образовательную среду. Одновременно, не менее значимой является работа по выявлению и развитию ресурсов самих детей.
Привлечение сверстников
Повышение продуктивности обучения и развития аутичного ребенка может происходить при условии привлечения сверстников. Общение со сверстниками имеет развивающий эффект не при любых условиях, а лишь в том случае, когда ему предшествует продуманное взрослыми планирование. Перед использованием помощи одноклассников аутичного ребенка следует провести подготовительную работу в определенных направлениях. Так, одноклассника (одноклассников) учат:
- способам оказания помощи, при этом важно следить, чтобы сверстники оказывали ребенку именно столько помощи, сколько ее фактически необходимо, а не делали что-то вместо него;
- методам поддержки позитивного поведения ребенка или содействия ему.
- использовании методов обучения с помощью сверстников необходимо учитывать несколько соображений. В частности:
- привлекать к процессу различных сверстников; не следует постоянно полагаться на одних и тех же детей;
- убедиться, что сверстники толерантные с ребенком, не относятся к нему как к неспособному или неумелому;
- инструктируя сверстников об их роли помощников, необходимо подчеркнуть сильные стороны ребенка;
- ценить вклад сверстников; обязательно благодарить их (вознаграждать) за их помощь;
- специалистам стоит продумать и создать условия для общения сверстника с аутичным ребенком, а также виды деятельности, которыми они будут заниматься, научить их, как привлекать внимание ребенка с аутизмом, как предоставлять ему помощь, как учить его совместно играть и заниматься.
- ребенок уже научен контактировать с другими людьми, возникает вопрос о разнообразных способах и приемах коммуникации, а также об определенных пределах (границах), которых надо придерживаться при осуществлении того или иного взаимодействия.
- условием успешного влияния на развитие ребенка с аутизмом является последовательная работа специалистов с семьей как системой, и активное привлечение родителей к работе с ребенком. В работе с семьей в пределах семейно-ориентированного подхода специалисты должны создавать условия, чтобы родители сами формулировали запрос, активно участвовали в обследовании ребенка, вместе со специалистами планировали индивидуальную программу развития и участвовали в ее реализации.
Ценно, когда педагоги знакомы с созданием благоприятной среды для физического и психического развития детей с аутизмом. По принципу структурированности стоит переформировать среду, чтобы она стала четкой и предсказуемой для детей с аутизмом:
- зонирование с отметками (фотографии, рисунки, пиктограммы, надписи) различных видов деятельности;
- визуальные стимулы вокруг учебных зон (графики, схемы, алгоритмы действий, нарисованные правила).
- также усвоить особенности структурированного обучения, которые позволяют оптимальным образом давать информацию и задачи для аутичных детей.
Научно доказано, что наиболее эффективным подходом к развитию образовательного процесса для детей с аутизмом, который соответствует их образовательным потребностям и опирается на их сильные стороны, является структурированное обучение. Способность педагогов создать для детей с аутизмом структурированное пространство и время, структурированную деятельность, ввести действенную визуальную поддержку способствует снижению стресогенности окружающей среды, предоставляет четкие ориентиры в содержании и методе действий, формирует у детей способность к целенаправленной самостоятельной упорядоченной деятельности. Насколько хорошо педагоги овладеют способностью создавать структурированную среду для детей с аутизмом, настолько эффективным будет их образовательный процесс. Кроме того, учебно-воспитательный процесс аутичных детей должен происходить под сопровождением стратегически определенного и согласованного между специалистами коррекционно-развивающего процесса.
Совместное обучение
Инклюзивное образование, в том числе создание условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями в системе общего образования, является не только проявлением демократичности общества, которое должно обеспечивать права всех своих граждан, но и международным обязательством, связанным с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций «О правах инвалидов». В этой конвенции указано, что государства-участники должны внедрять инклюзивное образование на всех уровнях системы образования.
Одной из задач инклюзивного ресурсного центра является ознакомление педагогов учебных заведений с практикой общего преподавания, оказание методической помощи в вопросах планирования учебного процесса, согласования своих действий в процессе преподавания и оценки, распределения обязанностей при подготовке к уроку.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)