Медицинская помощь и медицинская реабилитация при расстройствах спектра аутизма
Аутизм в значительной степени связан с рядом нарушений психики: специфическими задержками развития рецептивной, экспрессивной речи и речевой артикуляции, двигательных функций, школьных навыков, когнитивной недостаточностью, нарушениями активности и внимания, тикозными расстройствами, тревожными, аффективными симптомами, агрессией, которые должны оцениваться при диагностической процедуре. Возможна коморбидность аутизма с биполярным расстройством. Конфликтность, чаще наблюдаются у высоко-функциональных аутистов в общеобразовательных учреждениях.
Дифференциальная диагностика особенно сложная у детей дошкольного возраста. Дети с реактивным расстройством привязанности могут демонстрировать дефицит привязанности и, следовательно, неадекватное социальное восприятие, но у них наблюдается улучшение, если предоставляются адекватные услуги.
Сложности может вызвать дифференциальная диагностика между легкой или умеренной задержкой развития и аутизмом в раннем возрасте.
Специализированная психиатрическая помощь детям предоставляется отдельно от психиатрической помощи взрослым, преимущественно в амбулаторных условиях в консультативно-диагностических подразделениях больниц, городских детских больницах, больницах восстановительного лечения, специализированных детских медицинских центрах, в том числе центрах медицинской реабилитации.
Госпитализация детей с расстройствами спектра аутизма для оказания психиатрической помощи осуществляется преимущественно по месту жительства (нахождения) ребенка с обеспечением условий, исключающих длительное лишение ребенка связей с родителями, иными законными представителями.
Стационарная специализированная психиатрическая помощь оказывается в многопрофильных больницах интенсивного лечения, больницах восстановительного (реабилитационного), планового лечения, специализированных медицинских центрах.
Сочетание лекарств с обучением родителями более эффективно, чем только фармакотерапия для уменьшения серьезных расстройств поведения и чуть более эффективное для влияния на уровень адаптивного функционирования.
Лица больные аутизмом могут не разговаривать, поэтому ответ на лечение часто оценивается попечителями.
Врачи должны тщательно отслеживать изменения состояния пациента в процессе фармакологического лечения, консультировать семью по поводу возможных побочных эффектов и осложнений во время приема препаратов.
Третичная (высокоспециализированная) психиатрическая помощь оказывается:
- Детям с высокофункциональным аутизмом, лечение которых требует применения высокоспециализированных методов психотерапии, в частности когнитивно-поведенческой, групповой межперсональной терапии, семейной терапии.
- Детям с коморбидными психическими, неврологическими и общемедицинскими состояниями, в частности эпилепсией, нарушениями обмена веществ, расстройствами пищевого поведения.
Предоставление третичной (высокоспециализированной) психиатрической помощи обеспечивается высокоспециализированными центрами, которые могут создаваться в областных детских больницах, специализированных психиатрических учреждениях здравоохранения и научно-исследовательских институтах.
Описание этапов медицинской помощи
Все дети и подростки с подозрением на аутизм должны быть срочно осмотрены детским врачом-психиатром и иметь подробный план обследования, лечения и наблюдения, согласованный между пациентом, его семьей или лицом, осуществляющим уход за пациентом, в зависимости от ситуации, и медицинскими работниками различных видов оказания медицинской помощи. Для детей и подростков необходимого ухода за собой при аутизме можно достичь с помощью активных учебных моделей и вмешательств, ориентированных на ребенка.
Местные межведомственные стратегические группы по определению аутизма должны быть созданы с участием управленческих, медицинских и специальных представителей службы охраны здоровья детей и охраны психического здоровья, учреждений образования, социального обеспечения, работников службы родителей и опекунов, а также волонтерского сектора.
Местная стратегическая группа по определению аутизма должна назначить ведущего специалиста, который будет нести ответственность за местные пути признания аутизма, направленные на диагностирование детей и молодежи. Цели группы должны включать:
- улучшение ранней диагностики аутизма посредством повышения уровня осведомленности относительно признаков и симптомов аутизма с помощью межведомственных учений;
- проверку того, знают ли соответствующие специалисты (по охране здоровья, социального обеспечения, образования и волонтерского сектора) местные пути определения аутизма и знают ли, как получить доступ к диагностическим услугам;
- поддержку легкого перехода к получению взрослых услуг для молодежи, которая проходит диагностический путь.
Особенности вмешательства по поводу аутизма у взрослых
Все сотрудники, которые работают со взрослыми с аутизмом должны:
- работать в партнерстве со взрослыми с аутизмом и, при необходимости, с их семьями, партнерами или лицами, осуществляющими уход;
- предлагать поддержку и помощь с уважением;
- потратить время, чтобы построить доверительное, благоприятное, сочувственное и непредвзятое отношение как неотъемлемую часть медицинской помощи.
Распознавание возможного аутизма
Беспокойство относительно развития или поведения:
Рассмотрите возможность аутизма, если есть проблемы с развитием или поведением. Однако, помните, что могут быть и другие объяснения индивидуальных признаков и симптомов.
Всегда серьезно относитесь к жалобам родителей или воспитателей и, если возможно, ребенка или молодого человека на проблемы поведения или развития, даже если другие их не разделяют
При рассмотрении возможности аутизма следует помнить, что:
- признаки и симптомы следует рассматривать в контексте общего развития ребенка или молодого человека;
- признаки и симптомы не всегда будут признаваться самими родителями, опекунами, детьми, молодыми людьми или другими специалистами;
- когда дети старшего возраста или молодые люди с возможным аутизмом впервые приходят, признаки или симптомы могут быть предварительно замаскированными;
- необходимо принимать во внимание культурные различия, но не думайте, что языковая задержка вызвана тем, что английский язык не является родным языком в семье, или трудностями в начале слушания;
- аутизм нельзя не заметить, если дети и молодые люди имеют ограниченные интеллектуальные возможности;
- аутизм нельзя не заметить, у детей и молодежи, которые говорят;
- аутизм может не диагностироваться у девочек.
Важная информация о раннем развитии некоторых детей и молодежи
При рассмотрении возможности аутизма и принятии решения, критически относитесь к своей профессиональной компетенции и, если есть сомнения относительно следующего шага, обращайтесь за советом к коллегам.
Не исключайте, аутизм если:
- ребенок имеет хороший зрительный контакт, улыбается и демонстрирует любовь к членам семьи;
- ребенок делает вид, что играет;
- предварительные оценки показали, что аутизма нет, но стала доступной новая информация.
Знайте, что если родители или опекуны, ребенок или молодой человек, самостоятельно не подозревали, что могут оказаться проблемы развития или поведения, новость может вызвать стресс и может не быть общедоступной.
Найдите время, чтобы выслушать родителей или опекунов и, при необходимости, ребенка или молодого человека, чтобы обсудить проблемы и согласовать любые последующие действия.
Обсудите с родителями или опекунами их опасения относительно ребенка.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)