Состояние и перспективы развития специального образования
Все дети должны жить, учиться, развиваться вместе в обществе, а родители, школа, общество должны проявлять заботу и любовь, для того чтобы это стало возможным. Слова о любви к детям еще не любовь. Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о них. В обществе необходимо создать тот психологический климат, который был бы приемлем для каждого ребенка, в том числе для детей с ограниченными возможностями. Из всех видов деятельности, которые проводятся человеком, воспитание и образование являются самым гуманным, ибо от него зависит, каким будет общество и будущее этого общества.
Одним из главных направлений стратегии «Образование для всех» стало инклюзивное образование.
Начало было сложным из-за существующих в то время:
- представлений о том, что если лиц с ограниченными возможностями нет среди нас в обществе, то и их проблем не существует;
- концепции, что в специальных школах им лучше;
- стереотипов, что дети с ограниченными возможностями не должны находиться среди остальных детей.
Все это свидетельствовало о необходимости инклюзивного образования и воспитания, ибо мы просто не имели морального права и так обиженных судьбой детей изолировать от общества и делать их людьми-невидимками. Общество должно было принимать их такими, какие они есть, и стараться им помогать.
Инклюзивное образование вскрыло проблемы сферы образования. Учащиеся со специальными потребностями в образовании могут встретить трудности в обучении. Например, некоторые разделы учебного плана могут быть им непонятны, некоторые дети лишены возможности писать, разговаривать, или даже не имеют доступа к зданию школы.
Однако эти трудности нельзя объяснять только физическими и умственными недостатками этих детей, обнаружились недостатки всей системы образования, которая не всегда соответствует потребностям каждого ребенка и не обеспечивает доступ каждого к образованию.
Инклюзивное образование состоит в исключении всех барьеров на пути обучения в обычных школах, которые были бы способны обеспечить потребности всех учащихся, независимо от того, в каком положении они находятся.
Инклюзивное образование - это движение к более справедливому обществу по отношению ко всем гражданам. Оно составляет важную часть в воспитании навыков для мирного сожительства и взаимопонимания.
Задача инклюзирования детей с ограниченными возможностями в общую систему образования стала приоритетной, так как жизнеспособные решения принимаются в контексте продвижения образовательной политики, которая основана на принципах освоения образования для всех. Несколько аргументов в пользу этой концепции:
- основываясь на принципах инклюзивного образования, возможно вмешательство в изменение существующего в обществе отрицательного представления в отношении детей с умственными и физическими недостатками или с трудностями в обучении;
- способности детей со специальными потребностями следует использовать по максимуму, так как эти дети должны чувствовать себя полезными обществу;
- лица со специальными потребностями имеют право на образование и социальную помощь, и это право должно быть защищено.
Инклюзивное образование и воспитание предлагает все для реализации сказанного выше. Инклюзивное образование открывает свои врата перед нуждами детей с умственными и физическими недостатками, из социально уязвимых семей, детей, лишенных родительской заботы и т. д.
Настало время формирования у всех сегодняшних и завтрашних учителей реального представления о том, что значит школа для всех, и время убеждения родителей и педагогических кадров общеобразовательных школ о необходимости и преимуществах интеграции детей с ограниченными возможностями в общество, время устранения факторов изолирования лиц с ограниченными возможностями от общества.
Социальная среда приравнивается к факторам, влияющим на развитие интеллекта ребенка. Она может ускорять или замедлять интеллектуальное развитие в зависимости от культурного и образовательного окружения ребенка. Можно полагать, что сказывается положительное влияние проявления активности в процессе социального взаимодействия.
Основу интегрированного обучения и воспитания составляет парадигма адаптивного обучения. Дети в соответствии со способностями осваивают программу в рамках одной школы. Адаптивное образование и обучение знаменует собой перестройку существующей до последнего десятилетия образовательной системы. Предыдущие парадигмы относились к формирующей педагогике. Они основывались на передаче социального опыта и отражали субъектно-объектные отношения.
Основу интегрированного обучения и воспитания составляет культурологическая парадигма образования. Смысл культурологической парадигмы состоит в сохранении и развитии этнокультурных особенностей народов разных национальностей независимо от того, в какой социальной и культурной среде дети проходят обучение. Наше общество все больше становится мультикультурным, включающим представителей разных народов и культур. Культура рассматривается как «обычаи, верования, достижения, искусство и литература, присущие определенной группе людей», «мультикультура - совокупность множества культур».
Мультикультурное образование отражает понимание и достойную оценку разных культур, приспособление к потребностям детей из различных групп населения. В адаптивной школе учатся дети, имеющие различное развитие и культурное разнообразие. Важно, чтобы адаптивная школа не делала различий между детьми, и в то же время обучение основывалось на учете природных генетических пластов сознания, этнокультурных особенностей учащихся. Смысл культурологической парадигмы состоит в сохранении и развитии этнокультурных особенностей народов разных национальностей независимо от того, в какой культурной и социальной среде они проходят обучение. Мультикультурное образование противоречиво, потому что предполагает использование образовательных методик и программ, учитывающих различные культуры, языки и подготовку учащихся, и обеспечивающих всем детям высококачественное образование.
Культурологический подход к образованию позволяет дополнить адаптивный подход. Успех познавательной деятельности ребенка во многом зависит от того, насколько учитывают и опираются на его культурный архетип (древний, сложившийся в генетическом прошлом тип). Культурологическая парадигма означает сохранение самобытности и предоставление равных возможностей развития и свобод. Адекватное образование требует учета особенностей наследственной культуры учеников, обучающихся в классе, и преодоление того национального ограничения, которое мешает миролюбию и препятствует поступательному движению.
Не всякие формы взаимодействия взрослого и ребенка положительно сказываются на развитии последнего. В силу этого важно проследить и установить, какие формы сотрудничества определяют зону ближайшего развития ребенка, способствуют новым положительным приращениям, какие - тормозят развитие. Прежде всего, важно, чтобы учитывались потребности детей с особенностями психофизического развития, налаживалась коммуникация.
Обобщение опыта, проведенные исследования дают основание считать, что важно проявление активности ребенка. Даже в общественном развитии можно констатировать, что период перестройки, социальная нестабильность, утрата целеполагающих жизненных установок приводят к снижению активности людей. Результатом являются апатия, депрессия. Если ребенок не проявляет активности во взаимодействии, он будет оставаться дезинтегрированным на фоне внешних объединительных процессов, т. е. даже в условиях интегрированного обучения.
Проявление активности возможно в условиях продуктивной коммуникации. Формирование вербального общества - это важная проблема и мощное средство в осуществлении коммуникативной функции. Без формирования речевых навыков трудно договариваться детям друг с другом. Владение языком отражает те обстоятельства, что ученик может мыслить и оперировать терминами, понятиями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)