Ранняя комплексная помощь
Следы «модификации» заметны и в функциональном подходе к службе «ранней комплексной помощи». Из основных называется лишь одна - коррекционно-педагогическая, из дополнительных - оздоровительная, диагностическая, коррекционно-компенсаторная, информационно-консультативная.
Есть смысл рассмотреть эту проблему с позиций системно-синергического подхода как сетевую целостность во взаимосвязи ее информационной (когнитивной), коммуникативной, кумулятивной, рефлексивной и прагматической функций. Они исторически и логически связаны между собой по аналогии с «матрешкой».
Информационная (когнитивная) функция. Не только исходный характер, но и «пальма первенства» этой функции заключаются в том, что в отличие от животных, которые существуют, человек знает, что он существует. Однако такое знание является проблемой. «Что значит знать? Вот в чем вопрос». Кратко говоря, знание - это адекватная миру информация.
Что знает ребенок уже в раннем возрасте, есть ли у него «задел» континуального видения мира? Любой ребенок рождается с солидным запасом знаний об этом мире. Он не является «чистым листом». Результаты приводимых экспериментов показали, что младенцы, по-видимому, сразу знают, что мир трехмерен и то, что они видят, не просто плоские картинки. Младенцы умеют классифицировать воспринимаемые ими образы, мир не кажется им бессмысленным хаосом.
Такая оптимистическая оценка требует конкретизации. В течение младенческого периода перед ребенком стоит необходимость решать две важнейшие когнитивные задачи: уметь определять, где он находится по отношению к окружающему пространству, и как располагаются предметы по отношению друг к другу в этом пространстве. При этом наиболее важной для осязания себя в пространстве и развития двигательных навыков является информация, получаемая посредством зрения в совокупности с тактильными ощущениями. Когда ребенок перерабатывает эту основную информацию, он узнает свое тело, как оно движется, и окружающие предметы.
Все начинается с формирования контроля над головой и глазами. Это обеспечивает необходимую стабильность для фокусировки взгляда и прослеживания предметов. Зрительная информация вместе с другими ее «датчиками» помогает развитию равновесия и мобильности.
В возрасте от рождения до 6 месяцев младенец «открывает» свои руки, и этим закладывается основа для развития более зрелых навыков моторики. Развитие координации глаз - рука зависит от интеграции зрительных навыков ребенка с информацией, которую он получает с помощью осязания, т. е. ощущения положения и движения, получаемого от мышц суставов тела. В этот период формируется не только навык контактов «лицом к лицу», но и оценивание расстояния между собой и предметом. К 6 месяцам ребенок уясняет, что рука - это часть его тела, и уже способен к «овладению» предметов руками.
В первые месяцы ребенок предпочитает смотреть на сложные объекты - лица и рисунки, а не на простые. Но к 6 месяцам ребенок может фокусировать взгляд и на близких, и на далеких предметах, зрение становится более интегрированным с двигательными навыками.
Коммуникативная функция. Центральной идеей раннего вмешательства является развитие коммуникации. Любой ребенок рождается не только с определенным запасом знаний о мире, но с и врожденной потребностью в общении с себе подобными. Они исходно умеют или очень быстро осваивают социально значимые модели поведения. Уже через сутки после рождения дети предпочитают лицо своей матери лицу другой женщины.
Дети обладают врожденной способностью имитировать поведение других людей, т.е. взаимодействовать с ними, вступать в коммуникацию. Взаимодействовать с людьми и учиться у них можно, только владея каким-нибудь способом коммуникации с ними. Ее обычно делят на три компонента - форму, содержание и использование. Форма может быть вербальной и неречевой (мимика, жесты, звуки, символы). Для ребенка форма коммуникации не очень важна. Гораздо важнее добиваться того, чтобы использование и содержание коммуникации постоянно усложнялись, иначе ограничение коммуникативных возможностей станет препятствием для развития ребенка в дальнейшей жизни.
Так обстоит дело не только в норме, но и отклонениях от нее. Вообще известно, что каждый ребенок рождается со слабым зрением. Совсем иное, когда родителям сообщают, что у ребенка проблемы со зрением. Сознание того, что твой ребенок не будет видеть, как все, вызывает состояние, когда ты сам лишаешься способности что-либо видеть, слышать и даже думать. Эта проблема становится центральной для родителей. С точки зрения «теории привязанности», младенцу для развития личности необходимо иметь «значимого взрослого» и «надежную привязанность». Примером такой «настройки на младенца» может служить «материнская речь». Характерные черты «материнской речи», вероятно, помогают детям с нарушением зрения осваивать не только отдельные слова, но и грамматический строй речи.
Чем быстрее люди, окружающие ребенка, осознают, что не все потеряно, чем раньше они будут уделять внимание ему, заниматься его обучением, тем скорее обнаружат, что ребенок, даже с таким дефектом, как слепота, обладает уникальными способностями познавать окружающий мир и учиться жить в нем.
Знание и учет особенностей развития ребенка, чуткость к нему, вера в его способности и оптимизм - вот основа будущих жизненных успехов ребенка.
Важно и то, что коммуникации и общение такого ребенка не ограничиваются семьей и родителями. Более или менее рано они вступают в общение вначале с незнакомыми и нормально видящими людьми. Как правило, им трудно сделать шаг навстречу ребенку: приспособить помещение, доступно показать и объяснить, иметь немного терпения. Это лишь некоторые приметы более емкой проблемы - интеграции слабовидящих детей в большие пространства социума и его культуры.
Кумулятивная функция. Культурная память не сводится к биологической. И именно культурная память позволяет индивиду вступать в мир не с «чистого листа», а наследуя ее и обретая знания, умения и навыки ее кумулирования или преобразования. Эта закономерность полностью относится и к детям интересующей нас категории.
Познавательное развитие происходит наиболее продуктивно, если на основе непосредственного восприятия формируются модельные схематизированные представления (разные виды знаков). Среди них - зрительные - графические знаки - буквы, наглядные схемы и т.п.
Рефлексивная функция. Самопознание ребенка в раннем возрасте во многом происходит в процессе комбинации зрительного и тактильного опыта. Если примерно к полугоду он уже воспринимает руки как свои, то это результат их систематического взаимодействия как с другими частями собственного тела, так и с внешними предметами. Постепенно он осваивает свое место в ближайшем пространстве, а также в движении и играх соизмеряет себя со своим окружением. Начиная говорить, он еще называет себя в третьем лице, но со временем, под влиянием визуальной и интеллектуальной дифференциации «действующих лиц» формируется и осознание его собственного «я».
Более того, это открытие может гипертрофироваться настолько, что Фрейд нередко фиксировал своеобразный детский (во многом визуальный) нарциссизм - любование собой перед зеркалом. В своих «внутренних описаниях» предметов и событий этого мира дети сразу используют признаки, получаемые от всех сенсорных систем.
Прагматическая функция. Рассмотренные выше функции - это системные грани целостного процесса коррекционно-педагогической деятельности, устремленной к «нормализации» видения и освоения мира слабовидящими детьми. Синергический эффект этих функций достигается в прагматическом синтезе - реализации адекватной им стратегии, ее этапов и технологий.
Основные этапы такой работы интерпретируются неоднозначно.
Первый этап - информационный.
Второй этап - знакомство с микросоциумом ребенка.
Третий этап - первичной диагностики.
Четвертый этап - углубленной диагностики.
Среди основных принципов этой работы - наглядность в сочетании со словом; ступенчатость; вариативность; общение с родителями; итоговая диагностика.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)