Использование звуковых схем в работе детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие
Своей методической разработкой считаем звуковые схемы, которые мы используем в логопедической работе с обучающимися начальной школы, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи. Существует характеристика детям данной категории: в картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность ее звуковой стороны, обусловленная дефектами восприятия и произношения. Характерным для фонетико-фонематического нарушения речи является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. При этом наблюдается наличие в речи детей недифференцированных звуков, смешение звуков, нестойкое употребление их в речи, значительное количество искаженно произносимых звуков. Типично недостаточное различение звуков на слух. Нередко, наряду с неправильным произношением и восприятием звуков, отмечаются затруднения при произнесении многосложных слов и словосочетаний. Отмечается у детей общая неотчетливость, смазанность речи, обусловленная нечеткой артикуляцией. Данные дети не обладают в полном объеме готовностью к звуковому анализу речи. Звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова . Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухо-рече двигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Обучению правильному звукопроизношению предшествует подготовительный этап – формирование слухо зрительного образа звука и правильных артикуляционных укладов губ и языка. Представленный нами алгоритм работы со звуком на данном этапе позволяет оптимизировать коррекционный процесс и сделать логопедическое занятие эмоциональным и развивающим. Проиллюстрируем на конкретном примере формирование навыка работы обучающихся со звуком [Л].
1. Обучающимся предлагается для восприятия звуковая схема.
Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко, гребешком приглажу хвостик. И верхом поеду в гости.
2. Логопед четко произносит звук [Л] и просит обучающихся выделить звук на слух из представленного стихотворения про лошадку. Далее с опорой на схему просит рассказать обучающихся о расположении губ и зубов при произношении звука [Л]. Обучающиеся рассказывают: губы расположены в легкой улыбке. Зубы расположены на расстоянии.
3. Логопед просит рассказать обучающихся, как расположен язык при произношении звука [Л]. Обучающиеся с помощью учителя рассказывают: кончик языка поднимается и упирается в верхние зубы или их десны. Форма языка напоминает седло: кончик языка и задняя часть подняты, средняя часть вместе с краями опущены.
4. Логопед рассказывает обучающимся о направлении воздушной струи при произношении звука [Л]: средняя часть языка опущена, боковые края языка тоже опущены, между ними и коренными зубами остаются щели, через которые выходит воздушная струя. Воздушная струя при выходе попадает в ротовую полость и выходит по бокам языка, поэтому звук [Л] и называют боковым звуком.
5. Логопед рассказывает о работе мягкого неба и голосовых связок при произношении звука [Л]: голосовые связки напряжены, сближены, вибрируют, образуется голос.
6. Далее логопед подводит обучающихся к характеристике звука.
Логопед задает вопрос: «Что вы можете сказать о звуке [л]? Какой он: гласный или согласный?»
Обучающиеся дают ответ: «Звук согласный, потому что при его произношении имеется преграда. Язык упирается в верхние зубы.
Логопед уточняет: «Как звучит согласный звук [Л]: твердо или мягко? Как это обозначено на схеме?»
– Этот согласный звучит твердо, поэтому обозначаем его синим цветом. Логопед задает следующий вопрос: «Как вы думаете, звук [Л] звонкий или глухой? Как это проверить?»
Обучающиеся отвечают: «Звук звонкий. Мы можем проверить звук на звонкость, приложив ладонь к горлу или закрыть ладонями уши во время произношения звука. Горло вибрирует, звенит звоночек и в ушах».
– Как звонкость обозначена на схеме?
– Звонкость обозначена колокольчиком.
На следующем занятии обучающиеся стараются самостоятельно характеризовать звук [Л] с опорой на схему.
При изучении нового звука обучающиеся закрепляют навык характеристики звука по аналогичной схеме, применяя усвоенный алгоритм. В дальнейшем обучающиеся могут характеризовать звук без наглядной опоры, так как усвоенный ими алгоритм переносится из наглядного образа к воспроизведению по памяти.
Таким образом, обучающиеся используют не простое репродуктивное воспроизведение характеристики звука, а подключают мыслительные процессы, выстраивают причинно-следственные связи, рассуждают, глубже осознают материал.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)