Результаты изучения кинетического и кинестетического отклика у детей с дизартрией и амблиопией
При его проведении использовались общепринятые в логопедии методы исследования произвольной моторики пальцев рук, общей моторики, моторных функций артикуляционного аппарата. Исследование включало 3 серии заданий:
1. Обследование состояния общей моторики.
2. Обследование произвольной моторики пальцев рук.
3. Обследование подвижности артикуляционного аппарата.
В плане динамической координации сложность у всех испытуемых вызвали упражнения на воспроизведение одновременных движений при обследовании общей моторики. Это такие упражнения, как чередование шага и хлопка, упражнения с мячом (отбивание о пол, подбрасывание вверх). 70 % детей проявили моторную неловкость в упражнениях с мячом. Задания выполнялись с напряжением, замедлялся темп переключаемости с одного движения на другое, дети часто теряли мяч.
Исследование тонкой моторики пальцев рук показало, что у 60 % испытуемых нарушения статической и динамической моторики пальцев рук проявилось в виде недостаточной переключаемости, застревании пальцев рук на одном движении, неточности выполнения движений. Нарушения динамической координации проявились в пробах на синхронность работы обеих рук и в пробах на переключаемость у 50 % испытуемых.
Результаты исследования моторных функций артикуляционного аппарата показали, что у всех испытуемых детей (100 %) выявлены разнообразные нарушения, как статики, так и динамики артикуляционных движений. Произвольное удержание артикуляционных поз языка вызвали затруднения, отражающие состояния статической координации у 70 % испытуемых. Исследование кинестетических функций у детей показали, что при выполнении наблюдался тремор, девиации, трудности принятия и удержания позы.
Движения на исследования динамической координации дети выполняли с напряжением, медленно и неточно, наблюдались множественные синкинезии в таких упражнениях: «часики», «качельки», «лошадка», «трубочка улыбочка». Невыполнение данных проб указывает на нарушение кинетической основы движения.
Качественный анализ результатов исследования позволил распределить детей на две типологические группы: 1 группа –30 % детей (3 человека), у которых наиболее выражены нарушения. Для них характерны трудности переключения движений.
2 группа – смешанная, в нее входят дети, у которых нарушен кинетический и кинестетический праксис. Для них одинаково характерны нарушения и динамической, и статической координации движений.
С учетом типологических групп были разработаны комплексы упражнений и заданий в сочетании с кинезиологическими упражнениями и упражнениями, направленными на развитие содружественного взаимодействия руки и языка. Каждый комплекс предполагает три варианта работы, направленных на развитие: артикуляционной моторики, мелкой моторики, общей моторики. Все направления отрабатываются параллельно. 1 группе детей предлагается в большей степени упражнений на развитие кинетического праксиса, а 2 группе в равной степени предлагаются упражнения на развитие и кинестетического, и кинетического праксиса. Использование таких кинезиологических упражнений, как: «Чечетка», «Коленочки», «Чуха», «Цыганочка», «Вертолетик», «Канат», «Колокол», «Выравнивание сферы», «Фиксация состояния» способствуют активизации мозга в целом, разогреву и улучшению эластичности всех мышц, держащих позвоночник, снятию челюстных зажимов, развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
По данным исследователей телесно ориентированные методы, методы био-энерго-пластики, включающие движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Движения пальцев рук, положения ладони, органов артикуляционного аппарата, сопровождаемые речью логопеда, способствуют формированию зрительных, слуховых и двигательных образов артикуляционных программ. Активизируют импульсы, идущие к коре головного мозга, и способствуют формированию межанализаторных связей. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности, психомоторных функций, развивает координацию движений, мелкую и артикуляционную моторику. Ежедневное использование комплекса упражнений существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинетическим и кинестетическим праксисом.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)