Введение
Демократизация общества требует обеспечения основных прав и свобод, в частности права на образование для всех детей, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями. В Конвенции Организации Объединенных Наций о правах людей с инвалидностью, отмечается, что члены-участники этой конвенции должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях. Речь идет о преодолении явления сегрегации и обеспечении необходимых условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учебных заведениях. Современная школа должна создавать условия для успешного обучения и воспитания детей, принадлежащих к различным этническим группам и культурам, говорящих на разных языках, имеющим различные возможности, интересы и т.д. Иначе говоря, современная школа должна стать инклюзивной. Включение детей с особыми образовательными потребностями в сообщество сверстников требует преодоления барьеров, мешающих их социальному функционированию и тормозят процесс постепенного вхождения в социальную среду. Среди барьеров на пути к обучению и полноценному участию каждого ребенка в жизни учебного заведения является низкая осведомленность учителей школ в методических, организационных, психолого-педагогических аспектах сопровождения инклюзивного образования. Часть учителей не до конца осознают суть явления «инклюзивное образование», слабо ориентируются в предпочтениях инклюзивного образования для всех участников образовательного процесса, имеют лишь общее представление о международном и национальном законодательстве в сфере инклюзивного образования; испытывают значительные трудности в вопросах организации учебного процесса в инклюзивном классе; не способны объединять усилия на пути к достижению успехов в работе с детьми; имеют неточные представления об особенностях развития и специфике обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Все это обусловливает актуальность обсуждения проблемы с педагогами на курсах повышения квалификации и определяет векторы содержательного компонента образовательного процесса.
Сегодня ассистентами учителей работают специалисты, которые не получили соответственной подготовки в высшем учебном заведении, следовательно, пытаются самостоятельно сориентироваться в специфике профессии. Все они нуждаются в срочной помощи в вопросах расширения представлений об основных принципах организации инклюзивного образования, специфике сотрудничества с основным учителем в классе, особенностях взносов в разработку и реализацию индивидуальной программы развития, дифференциации обучения в инклюзивном классе, налаживании эффективного сотрудничества с родителями детей с особыми потребностями. Им нужны дополнительная информация об особенностях развития детей, различные виды нарушений и поведенческих проявлений, возможности учета специфики развития и умение эффективно реализовать стратегию их привлечения, поддержку и стимулирование в учебной среде.
Цель учебной дисциплины состоит в оснащении ассистентов учителей общеобразовательных учебных заведений знаниями об особенностях работы в инклюзивной учебной среде и содействие в приобретении ими практических умений.
Задание:
- формирование современных представлений о сути инклюзивного образования; раскрытие основных принципов, преимуществ, существующих вызовов инклюзивного образования;
- расширение осведомленности международной и национальной законодательной базой в сфере инклюзивного образования и основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими основные роли, задачи и квалификационные характеристики ассистента учителя;
- формирование знаний и навыков организации учебно-воспитательного процесса в инклюзивном классе;
- расширение представлений о психофизиологических особенностях детей с различными нарушениями развития и особенности их обучения и воспитания в условиях инклюзивной образовательной среды;
- формирование положительного настроя на профессию ассистента учителя в учебном заведении, стимулирование к активным действиям, направленным на самообразование и саморазвитие.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)