Планирование переходного периода
Услуги переходного периода предусматривают скоординированный комплекс мероприятий для ученика с особыми образовательными потребностями, направленный на улучшение учебных и функциональных показателей ребенка. Они способствуют переходу от обучения в школе к внешкольной деятельности и профессионально-техническому образованию.
Если в течение срока действия индивидуальной программы развития ученику исполняется 16 лет, необходимо составить план мероприятий на переходный период, который должен быть направлен на подготовку ученика к самостоятельной жизни после окончания средней школы. В частности, это меры по профориентации, которые будут способствовать профессиональному выбору школьника.
Команда специалистов должна помочь ребенку спланировать дальнейшее обучение или трудоустройство. Суть такой помощи и поддержки может заключаться в выборе профессии и колледжа, подготовки пакета документов для вступления и тому подобное.
- Родители и педагоги должны задумываться о самостоятельной жизни ученика после получения им общего образования.
- Школа должна поддерживать контакты и сотрудничать с другими службами (например, центром социальных служб для детей, семьи и молодежи, профессионально-техническим учебным заведением и т.п.) при планировании на переходный период.
- Планирование переходного периода для учащихся с особыми образовательными потребностями должно начинаться с начальной школы: чем раньше оно начнется, тем лучше будет для всех участников учебного процесса.
При составлении индивидуальной программы целесообразно обратить внимание на соблюдение следующих требований:
- Индивидуальная программы развития должен содержать все необходимые составляющие, которые помогут адаптировать учебную среду с потребностями ребенка.
- В индивидуальной программе развития долгосрочные цели и краткосрочные задачи связаны между собой.
- В индивидуальной программе развития определены конкретные методы преподавания и подходы к обучению ребенка с особыми образовательными потребностями.
- При создании индивидуальной программы развития использованы рекомендации психолого-медико-педагогической консультации.
- Родители получили экземпляр индивидуальной программы развития.
- В состав команды входят все необходимые специалисты, которые комплексно оценивают развитие ребенка и разрабатывают индивидуальную программу развития с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка и в соответствии с его потребностями.
Команда специалистов по разработке индивидуальных программ развития
Индивидуальная программа развития разрабатывается группой специалистов, а именно: заместителем директора по учебно-воспитательной работе, учителем, помощником учителя, психологом, учителем-дефектологом и другими. Обязательно привлекаются родители или лица, их заменяющие, для определения конкретных методов преподавания и подходов к обучению ребенка с особыми образовательными потребностями. Индивидуальная программа развития утверждается руководителем учебного заведения.
Первое заседание по вопросу разработки индивидуальной программы развития должно состояться в течение первых 30 дней обучения ребенка в школе. За это время группа специалистов изучает актуальный уровень знаний и умений ученика, его возможности и потребности, фиксирует результаты изучения.
Дополнительные услуги, предусмотренные в индивидуальной программе развития, ребенок начинает получать не позднее чем через десять школьных дней после согласования индивидуальной программы развития одним из родителей. Если по уважительным причинам (сложные нарушения в развитии) команда специалистов не успевает составить индивидуальную программу развития в положенный срок, необходимо указать причины задержки и принять меры для того, чтобы индивидуальную программу развития разработать как можно быстрее.
Привлечение родителей
Как отмечалось ранее, индивидуальная программа развития выполняет коммуникативную функцию, с помощью которой педагоги информируют родителей об образовательных услугах и видах поддержки, предоставляемых ребенку. Кроме того, родители детей с особыми образовательными потребностями получают информацию о методах преподавания, содержании учебной программы и планируемых изменениях (если таковые имеются), сроках ее выполнения, путях обеспечения дополнительных потребностей ученика. Это не означает, что родители могут диктовать свои условия (например, кто и сколько времени будет работать с ребенком), но работники учебного заведения должны прислушиваться к родителям, учитывать пожелания и беспокойство родителей, пытаться максимально дать ответы на все вопросы родителей.
В соответствии с Порядком организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях, родители участвуют в разработке индивидуальной программы развития и подписью удостоверяют свое согласие на ее реализацию. Поэтому необходимо приложить максимальные усилия, чтобы родители присутствовали на заседании, а также тщательно документировать принятые для этого меры. Это будет свидетельствовать, что педагоги провели все необходимые шаги.
После участия в заседании по разработке индивидуальной программы развития у родителей должно быть четкое представление о следующем:
- о причине необходимости создания индивидуальной программы для их ребенка;
- о специалистах, которые будут оказывать образовательные и специальные услуги;
- о продолжительности услуг;
- о методах и периодичности оценки;
- о периодичности пересмотра индивидуальной программы и предоставления информации о ходе ее выполнения;
Привлечение ребенка с особыми образовательными потребностями
Начиная с 14-ти лет, в создании собственной индивидуальной программы развития участвуют и сами ученики с особыми образовательными потребностями, поскольку с этого возраста необходимо начинать планирование профориентационной работы и подготовки старшеклассников к самостоятельной жизни. На заседании с привлечением ученика предполагается рассмотреть цели для ученика после окончания средней школы и, при необходимости, услуги переходного периода, которые будут способствовать выполнению этих целей. План переходного периода содержит мероприятия по подготовке ребенка к самостоятельной жизни после окончания средней школы. В плане также должно содержаться описание конкретных способов поддержки ученика в реализации той или иной цели. Ученика необходимо пригласить к участию в процессе разработки этого плана.
Подготовка к заседанию по разработке индивидуальной программы развития
Заседание, на котором рассматривается индивидуальная программа развития, требует значительной подготовительной работы. Специалисты, которые наблюдали за ребенком и дополнительно выясняли индивидуальные различия и потребности, готовят исчерпывающую информацию об этом вопросе. Обсудив результаты наблюдения, участники заседания определяют общие подходы к обучению ребенка с особыми образовательными потребностями, планируют учебные цели и виды предоставления дополнительной поддержки. На заседании по разработке индивидуальной программы развития важно участие руководителя учебного заведения, который утверждает индивидуальную программу. Руководитель учебного заведения должен иметь информацию о конкретном ребенке с особыми образовательными потребностями, чтобы верно распределить имеющиеся ресурсы.
Организационные вопросы
Важно определиться с местом проведения заседания. Необходимо заранее побеспокоиться об удобных стульях и воде для участников. Если заседание длится больше одного часа, необходимо сделать перерыв. В кабинете ничто не должно отвлекать внимание присутствующих. Поскольку разработка индивидуальной программы развития - это коллективный труд, надо записывать идеи на доске или на специальном стенде.
Составление индивидуальной программы происходит на основе сотрудничества, где необходимо внимательно изучить каждую идею и предложение. И хотя ответственным за проведение заседания является учитель, ассистент учителя должен знать такие рекомендации для его успешного проведения:
- Убедитесь в том, что родители понимают концепцию и задачи индивидуальной программы, осознают цель самого заседания. Укажите, что индивидуальная программа развития адресована только их ребенку. Для ученика с аналогичной формой инвалидности / нарушениями развития учебные цели и задачи будут совсем другими. Поощряйте родителей высказывать свои предложения и соображения по поводу программы.
- Объясните родителям, что эффективность выполнения этой программы в течение учебного года регулярно оценивается. Индивидуальная программа развития пересматривается два раза в год (в случае надобности и чаще) с целью ее корректировки. В частности, когда у ребенка возникают проблемы в усвоении определенного содержания учебного материала или наоборот, возникает необходимость перейти к следующему уровню сложности исполнения заданий. Родители также могут вносить свои коррективы.
- Представьте всех участников заседания, объясните их роли в обучении ребенка. Заметьте, что одной из задач учителя на заседании является координация действий членов команды в процессе разработки индивидуальной программы. Если у присутствующих возникают вопросы, они могут задать их в любой момент, а учитель должен дать точные и исчерпывающие ответы.
- Представляя проект индивидуальной программы развития, обратите внимание родителей, что это лишь начальный вариант документа, и они могут высказывать свои замечания, предлагать дополнительные пункты или вычеркнуть имеющиеся.
- Не следует подгонять участников, создавать атмосферу спешки.
- Специалистам необходимо избегать специальной терминологии, а при ее использовании обязательно объяснять значение слов, непонятных для остальных участников.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)