Успешное введение в инклюзивное образование
Успешное введение в инклюзивное образование через качественное последипломное обучение учителя.
Чтобы сделать инклюзивное образование успешным, важно учесть концептуальные, то есть важнейшие условия вступления в него. Ученые в научных трудах разработали концептуальные основы и теоретико-методологические обоснования инклюзивного образования. По их мнению, образование детей с особыми потребностями должно основываться на принципах взвешенной педагогики, направленной не на удовлетворение потребностей детей, а которая полезна всему обществу и может обеспечить высокий уровень успеваемости, предотвратить бесцельные затраты ресурсов и крушение надежд, к чему слишком часто приводят низкий уровень обучения и шаблонность устоявшихся подходов в образовании.
Канадские ученые сосредоточивают внимание над созданием образовательного климата в инклюзивном образовании: позитивное отношение к ученикам; политика и лидерство, направленные на оказание им поддержки; учебные процессы, основанные на практической деятельности; гибкая учебная программа и педагогика; привлечение общественности к воспитательному процессу; содержательная рефлексия; необходимые ресурсы. Исследователи освещают особенности подготовки педагогических кадров для инклюзивной школы. Так, подготовка кадров является залогом успеха, но воплотить эту задачу можно только в перспективе. Сегодня на пути от сегрегации к инклюзии надо обратить внимание на учителя, его подготовку и готовность к этому процессу.
В последнее время вопрос внедрения инклюзивного обучения все чаще обсуждается не только в научной среде, но и в конференц-залах городских и областных администраций.
Настоящее требует в первую очередь поднять на должный уровень последипломное образование учителей: организовать курсовую переподготовку, усилить обучение в системе методических объединений школ (обсуждение особенностей методик проведения занятий, организация обмена передовым опытом и так далее), улучшить самостоятельную подготовку. Курсы переподготовки необходимо провести со всеми категориями педагогических работников: инспекторов внешнего независимого оценивания, методистов Института усовершенствования учителей, директоров и их заместителей, учителей начальных классов, учителей-предметников, которые будут организовывать и осуществлять процесс внедрения инклюзивного обучения.
Курсовое обучение педагогов должно носить целевой характер и включать в обязательном порядке основы таких предметов: коррекционной педагогики, инклюзивного образования, психологии детей с психофизическими недостатками, генетики, медицинских знаний, клиники детских заболеваний, анатомии, физиологии, патологии детей и подростков, безопасности жизни детей, методики преподавания дисциплин, методики воспитательной работы с детьми и тому подобное.
Кроме этого необходима четко продуманная система дифференцированной стимуляции педагогических работников, которые будут работать в инклюзивных классах. Она может быть в виде ежемесячной денежной надбавки от 25 до 40% (в зависимости от количества детей) должностного оклада. Опыт показывает, что персональная мотивация труда работников создает гораздо больше возможностей внедрения новых идей в практику.
Итак, только качественно подготовленный и мотивированный учитель сможет проложить дорожку к инклюзивному классу, затем - инклюзивной школе, а впоследствии - инклюзивному обществу.
Разработка научно-методической основы и валеологического сопровождения обучения студентов с особыми образовательными потребностями (слабовидящих) по направлению «Здоровье человека».
Национальные университеты привлечены к проведению эксперимента по организации интегрированного обучения лиц с особыми образовательными потребностями в высших учебных заведениях.
Приоритетной задачей определено разработку научно-методических принципов и валеологического сопровождения обучения студентов с особыми образовательными потребностями (слабовидящих) по направлению «Здоровье человека». Для этого проведен анализ современного положения проблемы обучения студентов с особыми образовательными потребностями (слабовидящих). При разработке системы диагностики и мониторинга состояния здоровья слабовидящих студентов вовлечены новейшие достижения науки с современным представлением о структурной организации организма человека.
Для диагностики использовались самые современные аппаратно-программные комплексы с применением компьютерной техники, метод аурографии, метод Кирлианографии, метод определения электрокинетических свойств клеток буккального эпителия, а также методы оценки физиологического, психологического и социального аспектов здоровья.
Для оценки результатов проведенных исследований используются методы статистической обработки результатов эксперимента.
Исследовалось влияние методов коррекции зрения слабовидящих студентов. На основе полученных результатов изучения социально-духовных, психических и физиологических особенностей развития и поведения слабовидящих студентов, распределения типологических показателей у лиц с ограниченными физическими возможностями, определения типа кровообращения, типа темперамента, типа конституции и оценки адаптационного потенциала студентов выбраны методы коррекции состояния здоровья студентов с недостатками зрения и изучено влияние коррекционных мероприятий на показатели состояния здоровья студентов.
Были созданы учебные программы (в виде тематических лекций, презентаций с применением мультимедийных технологий, тренингов, диспутов, ролевых игр), которые направлены:
- На интеграцию инвалидов по зрению в учебное пространство вуза;
- На решение проблемы социализации инвалидов в обществе.
Были созданы нормативные документы:
- Типовое положение по организации интегрированного обучения студентов по специальности «Здоровье человека», которые имеют проблемы со зрением в вузе.
- Нормативы услуг в сфере высшего образования для студентов по специальности «Здоровье человека», которые имеют проблемы со зрением в вузе.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)