Социально-педагогические принципы инклюзивного обучения
Инклюзивное обучение приводит сочетание в образовательном процессе фундаментального, прикладного и субъективного знания об особенностях социально-педагогических, психологических, социальных влияний на развитие личности и социальной учебно-воспитательной среды. Цель социально-педагогических воздействий - интегрировать возможности социума в содействии положительной социализации личности на основе принципов обучения на опыте, ответственности, взаимопомощи, прозрачности, фасилитации, совместимости.
Принцип обучения на опыте приводит сочетание в учебно-воспитательном процессе содержания обучения с формами, методами и технологиями обучения. Социально-педагогическое влияние осуществляется через активное участие студентов в решении социально значимых проблем, решении профессиональных задач, межличностных взаимоотношениях. Формирование профессиональных умений и навыков наиболее эффективно происходит на семинарских и практических занятиях с использованием активных методов и технологий обучения.
Профессиональная подготовка специалистов социальной сферы невозможна без реализации принципа ответственности. Содержание профессиональной подготовки формирует социально-педагогические условия для сознательного выбора социально значимого поведения на пути к позитивной социализации, формирует понимание влияния знаний на поведение, свою рефлексию, процессы интериоризации.
Принцип взаимопомощи отражает эффективность влияния содержания обучения на систему взаимоотношений в студенческом микросоциуме в процессе профессиональной подготовки специалистов социальной сферы. Основным психологическим приемом является эмпатия, соучастие, сопереживание личности, находящейся в сложных жизненных обстоятельствах. Социально-педагогическое влияние реализуется в системе содержания обучения, которое отражает особенности социальной и психологической помощи, через положительный пример, объяснение, присоединение к духовной сфере.
Социально-педагогическое влияние реализуется на всех этапах обучения в духовном и воспитательном воздействии на сознание личности, в содержании обучения, всего учебно-воспитательного процесса, социальной среды. Принцип прозрачности реализуется во всех ситуациях сознательного развития личности в ходе учебных занятий, самостоятельной работы студентов, практической подготовки, контрольных мероприятий.
Принцип фасилитации реализуется с целью помощи студентам в активизации учебно-познавательной деятельности. Социально-педагогическое влияние осуществляется через систему воспитательных стимулов, с мобилизацией ресурсов среды субъектов и объектов образовательного окружения, таких как ориентация в системе социальных взаимоотношений, формирование государственного мышления в процессе профессиональной подготовки, эмоциональная и духовная поддержка личности в различных жизненных обстоятельствах, сопровождение учебно-методического обеспечения и процесса обучения студентов с особыми потребностями в обучении, защита студентов с инвалидностью.
Эффективность позитивной социализации студентов, будущих специалистов социальной сферы, представляет собой взаимообусловленный процесс, который реализуется в принципе совместимости. Четко определена воспитательная цель профессиональной подготовки современного молодого человека к профессиям типа «человек-человек», единство взглядов, ценностных ориентаций, духовное образовательно-воспитательное пространство формирует целостную личность, хорошо сбалансированную социальную среду.
Итак, для преодоления проблем в интегрированной образовательной среде определяющим является сочетание системы профессиональной подготовки специалиста с системой формирования и развития его личности.
Решающую роль в этом процессе играет духовно обогащенная образовательная, социально-педагогическая среда.
Интегрированное обучение в системе образования.
В последние годы одной из наиболее дискуссионных проблем образования детей с нарушениями в развитии, безусловно, является интеграция. Нередко специальное образование рассматривается в парадигме «сегрегация - интеграция», «дискриминация - равенство».
Под интеграцией понимается включение инвалидов в общество в качестве полноправных его членов, которые активно участвуют во всех сферах жизнедеятельности, освоение ими экономики, культуры, науки и образования. Наукой и практикой выделены различные пути, обеспечивающие интеграцию. Здесь и роль психологического сопровождения, и роль обучения, и роль воспитания, направленного на освоение инвалидами культурных и духовных ценностей, и организация их активного участия во всех сферах жизнедеятельности.
Интегрированная форма обучения в высшем учебном заведении предусматривает совместное обучение студентов с ограниченными возможностями с другими студентами. Такая форма обучения признает людьми с инвалидностью равные права на получение образования и требует осуществления политики равных возможностей.
Особенностью обучения студентов с инвалидностью в интегрированном коллективе является то, что, воспринимая их как равных, к ним предъявляют такие же требования со стороны высшего учебного заведения, как и к другим студентам. В интегрированной группе нельзя замедлять темп лекции, уменьшать количество пар и их продолжительность, упрощать или сокращать объем учебного материала, так как это снижает качество профессиональной подготовки.
Качество учебно-воспитательного процесса в значительной степени определяется тем, насколько учитываются потенциальные возможности обучения и развития каждого ребенка, его индивидуальные особенности. Какими бы ни были физические и психические ограничения, рядом с ними у ребенка всегда есть резервы развития, использование которых может существенно улучшить качество его жизни.
Таким образом, различные аспекты интеграции исследованы, разработаны и внедрены в разной степени. Их результатом являются различные степени интеграции. Педагогическая практика показывает, что в зависимости от успехов школьного, дошкольного, высшего образования, от интенсивности работы семьи, от активности и желания самой личности студента с нарушенными возможностями они достигают различных уровней интеграции. Есть значительное число лиц с особенностями развития, которые достигают высокого уровня интеграции (полной интеграции). Эти люди активно участвуют в общественной, трудовой, спортивной, художественной деятельности. Основная масса лиц с особенностями в развитии достигает уровня частичной интеграции (участвуют в некоторых сферах жизнедеятельности, сохраняя тесные связи со своим сообществом). К сожалению, много и таких инвалидов, которые не могут интегрироваться в общество и продолжают жить в специальных учреждениях. Интегрированное обучение понимается двояко: как совместное обучение детей-инвалидов и детей, которые нормально развиваются, в единой общеобразовательной среде и как педагогическая система, ориентированная на формирование системного видения мира и использует свои особые формы и методы обучения.
Однако ученые все же пытаются создать такую интегрированную систему образования, основной целью которой была бы подготовка конкурентоспособного выпускника. Главными особенностями создания такой системы образования является то, что, во-первых: все ее элементы включены в процесс взаимодействия, все они не только взаимодействуют, но и взаимоспособствуют достижению главной цели обучения/воспитания и развития личности; во-вторых: интегрированная система образования функционирует как система целостности, единства и взаимодействия учебной, трудовой, физически-оздоровительной, технической и художественно-творческой деятельности студентов. Она противостоит традиционному, к сожалению, уже сформированном опыту сотрудничества учебных заведений, которые воплощаются на уровне функционального подхода в рамках профессиональной ориентации; в-третьих: ядром целостности этой системы есть такие главные направления, как гражданское, духовно-ценное и нравственное воспитание личности на основе ее же самоопределения и самореализации.
Поэтому, важно осветить, как работает технология интегрированного обучения на современном этапе развития образования.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)