Помощь в ресторане, пиццерии, кафе
Помогите слепому пройти в гардероб, вовремя предупреждая о всех препятствиях на его пути (стойка для телефона, что выступает, скульптура, лестницы и т.д.).
В гардеробе помогите слепому раздеться и, если не выдают номерки, четко объясните и покажите, где вы оставляете его одежду.
В случае необходимости отведите незрячего в санузел и подробно опишите его.
Предложите слепому столик и проведите его туда. Сажая человека, положите его руку на спинку стула. По большей части люди с недостатками зрения садятся сами. Прежде чем предложить слепому сесть, проверьте место: оно может быть грязным. Сообщите незрячему о том, что есть на столе - салфетки, фрукты, солонки, столовые приборы, и где именно они расположены. Прочитайте слепому меню и не забудьте указать цены.
Когда принесут заказ, обязательно предупредите об этом незрячего и сообщите, с какой стороны подавать еду.
Расскажите слепому о том, как лежит еда на его тарелке. Для этого можно предложить слепому представить его тарелку в виде циферблата. Называйте блюда на тарелке по направлению часовой стрелки (12-картофель, 3 - котлета и т.д.).
Избегайте нечетких определений и инструкций, которые, как правило, сопровождаются жестами, а также выражений типа «солонка где-то там на столе», «это вблизи вас». Старайтесь быть точным: «стакан в центре стола», «стул справа от вас».
Если вы видите, что незрячий испачкал одежду во время еды, тактично скажите ему об этом и помогите удалить загрязнения.
Для первого посещения постарайтесь выбрать такое время, когда людей в кафе, ресторане, столовой или пиццерии будет немного, чтобы можно было спокойно показать слепому внутреннее размещение и дать возможность самому прикоснуться и со всем ознакомиться.
Расскажите слепому о меню, объясните, где брать блюда, или как их заказывать. То есть покажите слепому весь порядок действий поведения от момента входа и до окончания еды.
В столовой слепому, как нигде, может понадобиться помощь других людей, потому что вряд ли незрячий человек захочет и сможет самостоятельно принести себе поднос, уставленный тарелками.
Помощь незрячему человеку в магазине самообслуживания
Слепому сложнее ориентироваться в магазине такого типа, чем в магазине, где есть продавец. Поэтому помощь зрячего ему крайне необходима. Предложите свою помощь. во время похода не надо расспрашивать незрячего о его жизни и проблемах, ведь у вас другая цель. Но если турист сам открыт для общения - говорите с ним.
Спросите незрячего, какие продукты (товары) он хотел бы приобрести. Расскажите где вы сейчас и что вокруг вас. Расскажите о планировке магазина и расположении в нем торговых отделов. Это может помочь ему в следующий раз. После того как вы подали информацию о необходимых товарах, сообщите о направлении, в котором вы будете идти. Незрячий должен находиться с противоположной стороны от прилавков, чтобы во время хода он нечаянно не задел и не уронил кое-какие вещи.
Будьте тактичными и не создавайте человеку лишнего повода для неловкости. Вовремя предупреждайте незрячего о всех препятствиях на дороге!
Выбирайте проходы, где вы можете свободно пройти вдвоем. Идите средним темпом. Не тяните незрячего за собой, но и не идите за ним. Ни в коем случае не покидайте незрячего, тем более без предупреждения. Комментируйте словами каждое свое действие. Ничего не совершайте без предупреждения.
Когда идете вдоль прилавков, рассказывайте слепому о товарах, которые вы видите, и об их цене. Если незрячего заинтересовал какой-то товар, остановитесь и опишите его подробнее (цена, вес, состав, производитель). В случае необходимости дайте товар слепому в руки, чтобы он мог его обследовать. Опишите слепому место (прилавок), с которого вы взяли этот товар и назовите ориентиры, по которым он сможет найти его в следующий раз.
После того, как вы нашли все необходимое, помогите незрячему заплатить, называя купюры, которые он получает. Сложите все приобретенные товары в пакет и вложите его в руку слепого туриста.
В общественных местах
Оказания помощи незрячим в аэропортах
В современных аэропортах установлены само-открывающиеся входные двери, которые реагируют на приближение человека. Скажите об этом незрячему. Не забывайте рассказывать ему о том, что его окружает и комментировать все свои действия.
Сопровождение в аэропортах стандартное. Возможно, понадобится ваша помощь при прохождении пункта проверки и регистрации билетов. Будьте готовы предоставить ее. Чтобы добраться до трапа самолета, как правило, вам необходимо воспользоваться специальным автобусом. Не забудьте при этом основные правила помощи незрячим в транспорте: помощь при посадке, помощь при поиске места и при выходе. При подъеме по трапу могут возникнуть трудности с поиском первой ступени. Также при входе в салон самолета могут возникнуть трудности, связанные с тем, что конец трапа может не соответствовать краям дверного проема (быть чуть ниже или выше).
Поэтому будьте внимательны и вовремя об этом предупреждайте незрячего.
В салоне проведите незрячего на его место и сообщите о то, где его вещи.
В салоне самолета
Когда стюард раздает прохладительные напитки, предупредите слепого о том, что ему хотят дать стакан и укажите, в какую именно руку его дают, или с какой стороны. Желательно давать стакан в руки. В случае аварийной ситуации вам необходимо лично выдать слепому спасательный комплект, показать и объяснить, как им пользоваться.
В музее
В музеях слепым разрешено, под контролем смотрителя, аккуратно трогать лишь те экспонаты, которые не находятся под стеклом. Некоторые работники музеев не знают, что есть специальное постановление, которое позволяет это делать, поэтому вам могут сделать замечание. В таком случае спокойно и тактично объясните, что человек, пришедший с вами, не видит, и вы будете очень осторожны и внимательны при осмотре. Как обычно, музеи похожи между собой, поэтому знакомство с тем или иным музеем должно начинаться с ориентирования в помещениях музея.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)