Поддержка инклюзивного образования. Раздел 3
Пятый столб: привлечение общественности
В литературе существует общая солидарность с тем, что привлечение общественности к школам есть важным элементом в достижении инклюзивным образованием успеха. Елкинз (Elkins) (2005) утверждает, что школы в значительной степени потеряли связь с нашим модернистским обществом, которое раскололось, поэтому сейчас существует потребность в улучшении связей между школой и обществом. Школам не только нужно устанавливать связи и принимать активное участие в жизни местной общины, но и необходимо приглашать в школу членов общины. Елкинз (Elkins) демонстрирует школы, в которых поставщики социальных услуг и организации, которые должны решать вопросы работы с молодежью, располагаются в здании школы и взаимодействуют с учениками для создания более высокого уровня единства и связей.
Важнейшей группой в широкой школьной общественности являются родители.
На самом деле можно утверждать, что они составляют не часть широкой сообщества, а скорее часть «сердцевины» школьного сообщества - вместе с педагогами и учениками. Без сотрудничества и помощи родителей невозможно многого достичь, поэтому Тернбулл и Тернбулл (Turnbull & Turnbull) (1991), а затем Лорман и др. (Loreman et al.) (2005) представили роль родителей таковой, что распределяется на три широких понятия:
1. Родители как люди, которые принимают решения. Родители лучше других могут принимают решения вместе со своими детьми и / или от их имени.
Они также могут помогать другим в принятии решений, предоставляя ценную информацию и свое видение, основанное на опыте пребывания с ребенком на протяжении многих лет.
2. Родители как учителя. Часто родители являются единственными учителями своего ребенка в первые 4-5 лет ее жизни, и они хорошо разбираются в учебных потребностях и предпочтениях личности. Родители могут помогать в качестве учителей дома, в общине, а также, в качестве партнеров, в классе.
3. Родители как защитники интересов. Очень редко можно встретить родителей, которые не желали всего наилучшего для своего ребенка. Поэтому родители часто является замечательными защитниками интересов. Педагоги, которые это понимают, находятся на правильном пути к установлению отношений продуктивного сотрудничества с родителями.
Предоставление подробных описаний различных ролей, которые могут играть родители в школах и классах, выходит за рамки представленной статьи, и это направление уже хорошо задокументировано в литературе. Кроме Лорман и др.
(Loreman et al.) (2005), а также Тернбулл и Тернбулл (Turnbull and Turnbull)
(1991), широкий обзор не только ролей родителей, но и ролей других членов общины, а также рекомендации по работе с этими группами, предоставили Тернбулл, Тернбулл, Эрвин и Судак (Turnbull, Turnbull, Erwin, and Soodak) в своей книге под названием «Семьи, специалисты и исключительность».
Педагогам нужно приветствовать группы защитников интересов, а в случае инклюзивного образования это, как правило, означает группы защитников интересов людей с нарушениями, поскольку они играют очень важную роль как группы с широкого лоббирования, а также оказания поддержки отдельным лицам и семьям (Эрвин и Судак, 1995; Судак, 1998) (Erwin & Soodak, 1995; Soodak, 1998). Такие группы часто раздражают педагогов своей защитной ролью, однако, без них было бы сделано очень незначительное продвижение на пути к инклюзивному образованию. Они требуют от педагогов подотчетности, а также побуждают нас просматривать и переоценивать свои взгляды, точки зрения и подходы к работе.
Такие группы могут помогать педагогам, предоставляя им ресурсы и советы.
Они часто создают и предоставляют ценные ресурсы, а также готовы к оказанию консультаций и помощи всегда, когда они в состоянии это сделать. Группы защитников интересов продолжают играть влиятельную роль на пути к инклюзивному образованию, они будут крепнуть сами, в то время как все больше людей с особыми потребностями будут получать права и полномочия, и брать на себя роль правозащитников (Эббот и МакКонки) (Abbot & McConkey, 2006).
Также полезным может быть установление партнерских отношений с местными, национальными и международными общественными организациями, которые выполняют функции оказания помощи, но не обязательно играют роль правозащитников. Например, организация «Лица с нарушениями в развитии» (Persons with Developmental Disabilities) (PDD) в провинции Альберта (Канада) поддерживают партнерские отношения со многими школами и органами образования, пытаясь создать условия для плавного перехода от инклюзивного и сегрегированного обучения в инклюзивную жизнь после окончания школы (Persons with Developmental Disabilities). Такие некоммерческие группы как «Easter Seals» (Пасхальные тюлени) (и многие другие) в Северной Америке предлагают различные услуги, включая услуги по реабилитации, профессиональное обучение и помощь в организации отдыха (Easter Seals). Значительную поддержку и ресурсы для установления партнерских отношений со школами и лучшего воплощения в жизнь практики инклюзии могут также предоставлять различные группы, которые занимаются специфическими расстройствами (такими как аутизм или синдром Дауна). Многие школы развивают отношения с такими группами, создавая условия для увеличения ответственности за образование с привлечением общины к работе в духе позитивного сотрудничества.
Шестой столб: содержательная рефлексия
Рефлексия становится все важной частью репертуара методов постоянного совершенствования хорошего учителя. Если педагоги стремятся, чтобы их усилия оставались актуальными, им нужно уметь рассуждать и учиться, поскольку им нужна практика, подтвержденная результатами исследований. Ценность рефлексии повышается, если она основывается на данных, собранных в результате систематических наблюдений, которые делают их «Исследование действием» (Парсонз и Браун) (Parsons & Brown, 2002).
Был разработан ряд инструментов рефлексии учителя. Они охватывают, но не ограничиваются только этим, следующие:
- Дневники и журналы. Предоставляют собой шаблон использования дневников учителей. Описание, утверждают они, дает учителям возможность глубже размышлять, чего могут быть лишены те, кто не делает записей о своем опыте и мыслях.
Ценность рефлексивных дневников заключается и в том, что в них фиксируется процесс обучения и развития.
- Разработанные ранее анкеты / показатели. Существует ряд готовых анкет и показателей, которые учителя могут заполнить, пытаясь выяснить, «где они находятся» с точки зрения реализации инклюзии, а также на каких аспектах своей практической работы им может потребоваться сконцентрировать свое внимание. Примером такого документа является Британский Индекс инклюзии.
однако, существует еще очень много похожих вариантов адаптации и шкал, которые можно использовать
- Листы наблюдений, рубрики и тому подобное. Существует ряд шаблонов для заполнения результатами наблюдений или рубрики передовой практики (как образец анкеты), которые учителя могут использовать в качестве вспомогательных средств при рефлексии (Бэнвилл и Рикарад) (Banville & Rikarad, 2001).
- Предложите кому-то из коллег рассмотреть планы, результаты оценки, структуру класса, методы преподавания и тому подобное. Такая стратегия может быть чрезвычайно полезной, но она предполагает высокий уровень доверия к своему коллеге. Если подойти к этому так, как это должно быть между коллегами, с намерениями принести пользу, критический анализ практической работы со стороны коллег, а, возможно, и получения от них каких-то советов, может оказаться полезным для всех, кто принимает в этом участие, хотя такой шаг требует мужества (Гвидичи, Риналди и Кречевский) (Giudici, Rinaldi & Krechevsky, 2001). Если такая перспектива слишком пугает, существует другой подход - записывать уроки на видео, а затем просматривать записи самостоятельно или вместе с коллегами.
- Посещение уроков других учителей. Это очень эффективное средство получения полезных идей, советов и рекомендаций для воплощения в другом контексте, часто с использованием адаптации. Действительно, посещение уроков может стать одним из важнейших средств профессионального развития педагога. Наблюдение, как коллеги работают в другом контексте, обсуждение учителями что они увидели (а чего, возможно, и не наблюдали), может приносить взаимную пользу. Посетитель получает возможность почувствовать всю яркость чувств от временного погружения в другое учебное окружение, а «хозяин» получает возможность не только продемонстрировать примеры хорошей практики, но и провести вместе с коллегой, общую рефлексию и критически проанализировать собственную работу. Таким образом можно способствовать созданию профессионального партнерства между классами и школами, обеспечит условия для непрерывного профессионального обмена опытом и развития.
О практике рефлексии часто говорят применительно к отдельным учителям, которые внедряют разнообразные виды деятельности. Однако, в атмосфере рефлексии важно анализировать и обсуждать все аспекты инклюзивного опыта. Это распространяется на школы и даже на органы образования.
Это то направление деятельности, в котором много округов работают еще не наилучшим образом. Хотя они и пытаются балансировать между необходимостью рекламировать свои преимущества (для того, чтобы привлекать и удерживать учащихся в школе) и потребностью в самокритике и рефлексии, самокритика часто выпадает из этого процесса. Рассмотрим, например, провинцию Альберта в Канаде. Школьные округа соревнуются друг с другом за привлечение учащихся, и поэтому у них что доминирует не культура самокритики, а культура рекламирования своих преимуществ. Управление государственных школ города Эдмонтон рекламирует существования в округе «права выбора» (хотя в большинстве рекламных материалов, и это заметно, отсутствуют многочисленные возможности «выбора» сегрегированного образования для детей с нарушениями). Лозунгом Управления государственных школ города Эдмонтон является - «Замечательные результаты всех учеников» (Edmonton Public Schools). На своем веб-сайте Управление образования Калгари разместило результаты своей отчетности, в котором говорилось о «неуклонном улучшении» (Calgary Board of Education). Лозунг Школьного округа Летбридж № 51 (Lethbridge School District # 51) явил следующее: «Строим мосты к высокому уровню успеваемости учащихся» (Lethbridge School District # 51). Кроме факта, что эти попытки саморекламы трудно воспринимать серьезно (замечательные результаты всех учеников?), эти и другие, подобные им округа, благодаря своей кампании по связям с общественностью, которые жестко контролируется, могут потерять возможность по-настоящему размышлять над практикой работы.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)