История специального образования и инклюзии
В эволюции отношений общества и государства к лицам с отклонениями в развития выделяется пять периодов, которые охватывают временной промежуток в две с половиной тысячи лет - путь от ненависти и агрессии к принятию, партнерства и интеграции лиц с ограниченными психофизическими возможностями
Первый период (996-1715 гг.) - От агрессии и пренебрежения к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии. Условной границей этого периода в Западной Европе является открытие в Германии первого приюта для слепых (1198 г.). В Российской империи создаются первые монастырские приюты (1706-1715 гг).
Второй период (1715-1806 гг.) - От осознания необходимости заботиться о лицах с отклонениями в развитии к осознанию обучать часть из них. Условная граница - открытие во Франции специальных школ для глухонемых и слепых (1770 1784). В Российском государстве - открытие первых специальных школ для глухих и слепых (1806-1807 гг.).
Третий период (1806-1927 гг.) - От осознания возможностей для целесообразности учить три категории детей: с нарушениями слуха, зрения и умственно отсталых. Условная граница - последняя четверть XIX века. Принятие в западноевропейских государствах законов о всеобщем начальном образовании и на этой основе - законы об обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей. В Советском Союзе - создание специальных школ для глухих, слепых и умственно отсталых. Именно в этот период в школах Западной Европы на фоне развертывания сети специальных заведений делаются попытки совместного обучения детей с нарушениями психофизического развития со своими здоровыми сверстниками. Как отмечает в своем исследовании Л.Кулик, в Австрии в 1846 был принят закон, который предусматривал создание возможностей для обучения слепых детей вместе со зрячими. Подобные законодательные акты были в Англии, Шотландии и других европейских странах. Не прибегая к детальному освещению исторического аспекта этой проблемы заметим, что в Советском Союзе попытки совместного учения проходили постоянно и достаточно широко обсуждались на различных педагогических собраниях. В частности, в 1924 году на II-м всероссийском съезде по вопросам социально-правовой охраны несовершеннолетних была принята резолюция, где отмечалось в частности: «... Слепые имеют право вступать в обычные учебные заведения для зрячих ... в каждом отдельном случае с разрешения управляющего органа, когда есть основания надеяться, что они будут выполнять основные требования, предъявляемые к их зрячим товарищам». Подтверждением целесообразности этого постановления послужил тот факт, что именно в этот период известный ученый А. Щербина успешно провел экспериментальное исследование по обучению слепой девочки Р. Золотницкой в условиях массовой школы и стал активно пропагандировать идею «... необходимости упорной борьбы против отделения слепых от зрячих » Стоит отметить, что, несмотря на преобладание в этот исторический период сегрегационных установок по обучению детей с ограничениями и развертывания системы специальных заведений, попытки совместного обучения детей с нарушениями и их здоровых сверстников не прекращались.
Четвертый период (1927-1991 гг.) - От осознания необходимости обучения определенной части детей с нарушениями к пониманию необходимости обучать всех детей с отклонениями в развитии. В Западной Европе этот период от начала ХХ века до конца 70-х годов характеризуется развитием законодательной базы специального образования и структурным совершенствованием национальных систем. В Советском Союзе - дифференциация и совершенствования системы специального образования, переход к 8 типам специальных заведений (1950-1990 гг.). Именно в этот период с 70-годов ХХ века в мировой образовательной политике на фоне экономического роста развития общественных демократических отношений в передовых странах мира четко определились антидискриминационные настроения по любому признаку: национальной, этнической, религиозной, уровнем психофизического развития. На смену старой парадигмы общественно-государственного сознания «Полноценное большинство» - «неполноценная меньшинство» приходит новая - «единое сообщество, включая и людей с определенными проблемами». Мировое сообщество фиксирует законодательно недопустимость так называемой социальной маркировки. Национальные антидискриминационные законодательные акты утверждаются с учетом основных положений Деклараций ООН. Формируется новая культурно-историческая норма – уважение к различиям между людьми.
Пятый период (1991 гг. - И по сей день) - от сегрегативного обучения детей с особыми образовательными потребностями к инклюзивному образованию. В Западной Европе с конца 70-х годов значительно сокращается количество специальных школ, увеличивается количество специальных классов в общеобразовательных школах, учащихся с особыми образовательными потребностями начинают обучать в общеобразовательных школах в инклюзивной среде. Этот период в странах постсоветского пространства начался в 90-х годах и совпадает с распадом СССР и кардинальной перестройкой государственного устройства. Социальная и медицинская модели нарушений
Отношение к лицам с нарушениями психофизического развития, в частности в детей, соотносится с теоретическими общественно-социальными моделями, которые формировались в процессе развития общества и были обусловлены господствующими идеологическими установками, общественным мнением, системой социально-политического устройства.
Медицинская модель, как мировоззренческая, которая формировала общественное мнение относительно лиц с ограничениями и господствовала до начала 60-х годов. Предусматривала что человек с особенностями развития является прежде всего больным человеком и требует определенного лечения, заботы, пребывания в специальных условиях, чаще всего сегрегативних. По этой модели лица с нарушениями развития рассматривались как объекты неполноценные, которые нуждались благотворительности и опеке. Именно в этот период лицам с нарушениями развития предлагалось находиться исключительно в сегрегативних условиях: лечиться, учиться, получать профессию и даже в дальнейшем жить в обществе. Показательной характеристикой этого периода может служить позиция Л. Выготского, который уже в 1924 отметил: «Огромная ошибка - созерцание детской ненормальности только как на болезнь. Это привело нашу теорию и практику к опасным ошибкам. Мы тщательно изучаем дефекты, те причины болезни, которые встречаются у ненормальных детей ... и не замечаем тех пудов здоровья, заложенных в детском организме, на которым бы дефектом он не страдал»
В период после второй мировой войны менялись идеологические установки в обществе в целом, в частности прекратилось господство расистско-нацистской идеологии в большинстве европейских стран. Несколько позже Организацией Объединенных Наций были приняты декларации «О правах умственно отсталых» (1971) и «О права инвалидов» (1975). Эти законодательные нормативно-правовые документы юридически опровергали существование на протяжении тысячелетий условного разделения человечества на «Полноценное» большинство и «неполноценное» меньшинство, способствовали деинституализации и интегрирования в общество лиц с нарушениями психофизического развития.
В 70-х годах ХХ в., как альтернатива медицинской модели, возникла теория «Социальной соотнесенности» (социальная модель). По мнению многих европейских ученых Jonson J., Mills W., Muller W., эта теория созвучна учению Л. Выготского, которое способствовало пониманию природы компенсаторных возможностей человека, его социальной направленности и послужило основой для определения теории социальной соотнесенности. Еще в 30-х годах ученый отмечал, что общие представления о «детской дефективности» в научной литературе и на практике прежде всего связываются с биологическими причинами, а социальные моменты считаются второстепенными, хотя именно они являются первоочередными, главными.
Выделяя социальный аспект компенсаторной способности, Выготский замечал, что «... физический дефект вызывает якобы социальный вывих, совершенно аналогичный телесному вывиху, когда поврежденный орган - рука или нога – выходит из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и функционирования органа сопровождается болью и воспалительными процессами. «Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка - значит направить ее в жизнь, как вправляют вывихнутый или больной орган». Социальная модель обозначила перелом в общественном сознании в отношении детей с особенностями психофизического развития и начался процесс их интеграции в среду сверстников.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)