Формирование когнитивных стратегий для групп детей
Почему некоторые ученики учатся быстрее других? Недавно когнитивные психологи предположили, что замеченные различия в успешности «сильных» и «слабых» детей отчасти обусловлены тем, как они понимают сам процесс обучения. С этой точки зрения, обучение считается отдельной отраслью знаний подобно физике или истории. Чем больше ученик знает об отрасли обучения, тем эффективнее он будет приобретать новые знания, умения и навыки.
Развитие успешной учебной деятельности обусловлено: 1) применением стратегий для выборочного сосредоточения на наиболее информативных аспектах учебного стимула; 2) стратегиями для эффективного кодирования нового материала с целью легкого его воспроизведения; 3) знанием того, при каких условиях определенная стратегия эффективна; 4) мониторингом эффективности собственных стратегий. В пользу этого тезиса также свидетельствуют результаты других исследований. Поэтому, владея методикой формирования учебных стратегий, педагог может облегчить переход в обычный класс ученикам, которые на протяжении длительного периода сталкиваются с трудностями в обучении.
Необходимо изначально уточнить, что мы понимаем под понятием «когнитивные стратегии». Российский педагог трактует их планы, действия, шаги и процессы, как направленные на реализацию любого учебного задания или решения проблемы. Стратегии могут применять как учителя, так и ученики для достижения своих соответствующих учебных результатов. Учителям они помогают определять материал и методику преподавания. Для учеников их смысл заключается в том, чтобы «научиться учиться» и регулировать собственную учебную деятельность. Рядом с тем, в когнитивном подходе к образованию содержание учебных планов и программ (курикулума) не теряет своего значения, наоборот – оно служит средством для выработки стратегий познания, которые облегчают интерпретацию, организацию, воспроизводство и припоминание информации. Ученый определяет ряд базовых принципов, на которых, согласно этому подходу, основывается процесс обучения.
- Обучение – это процесс, который предполагает интерпретацию учащимися новой информации, соотнесение ее с существующими знаниями и организацию для последующего воспроизведения.
- Ученики являются активными участниками и на них возлагается ответственность за конструирование смысла и регулирования собственного обучения с помощью широкого круга стратегий.
- Обучение является сложным процессом, оно имеет повторяющийся и не абсолютно линейный характер.
- Способность ученика к обучению зависит от факторов его/ее развития, совокупности общих знаний и подхода к выполнению задач.
В рамках этого подхода когнитивные стратегии не является самоцелью. Это лишь тактическая сторона, которая помогает ученикам сформировать и интернализировать приемы выполнения операций более высокого порядка. Например, обучая детей задавать вопросы к прочитанному, педагог создает условия для управляемой практики, чтобы они могли овладеть соответствующими стратегиями. Так происходит до тех пор, пока этот процесс не превратится в их внутреннюю черту и пока постановка вопросов к тексту не станет естественной составляющей чтения. Эти стратегии дают ученикам возможность эффективнее активизировать и регулировать собственную познавательную деятельность. Они начинают осознавать собственную роль в обучении. При этом педагог выполняет функцию посредника, он обеспечивает структурированные возможности для выработки стратегий и совершенствования практики их применения. Его задача включает:
- помощь учащимся в осознании своей роли в процессе обучения;
- поощрения использовать когнитивные стратегии в различных новых ситуациях;
- структурирование учебного процесса, чтобы постоянно побуждать учащихся принимать решение о генерировании новых стратегий, расширения или трансформации существующих.
В педагогическом подходе, ориентированном на выработку стратегий, центральное место отводится личности учителя. Он также предъявляет высокие требования к методике преподавания. Эффективность учебной деятельности возрастает, если педагог пытается обращать внимание детей на стратегии и побуждает отслеживать их применение. Результатом такой работы является расширение диапазона стратегий и высокий уровень самостоятельности ученика. В конце концов, дети учатся не ждать учителя, а полагаться на свои силы.
Когнитивные процессы
Все учебные задачи, которые мы ставим перед учениками, предусматривают организацию, понимание, повторение информации для запоминания или ее расширения. Поэтому, планируя работу на уроке, учитель прежде всего должен ответить на такой ключевой вопрос: «Какие когнитивные процессы должны продемонстрировать ученики во время выполнения этой задачи?». Например, если цель урока географии – научить детей называть города и столицы, континенты, крупнейшие водоемы и т.п., то для усвоения этих знаний, пожалуй, лучше всего подойдут стратегии повторения. Вместе с тем, для понимания публицистического или научно-популярного текста следует применять стратегии организации и понимания информации. Педагоги постоянно выбирают те или иные виды стратегий, которые помогут повысить эффективность учебной деятельности. Ученики постепенно осознают сущность когнитивных процессов, на которых основывается их обучение, и тоже начинают задумываться над выбором подходящих стратегий. Именно на этом этапе, когда дети пытаются оценивать требования задач и выбирать соответствующие средства их реализации, они учатся определять правильные стратегии, применять их и анализировать их эффективность.
В таблице приведены процессы, которые сопровождают человека всю его жизнь. Со временем они усложняются и становятся более специализированными по мере усиления требований к обучению.
Когнитивные процессы
Организация |
Контроль понимания |
Повторение для запоминания
Расширения
|
|
Существуют многочисленные стратегии для подкрепления таких когнитивных процессов как организация, понимание и запоминание информации. Для групповой работы со сложным академическим материалом рекомендуют следующую последовательность базовых шагов:
1) вопросы учителя для стимулирования мышления; 2) объяснение навыков мышления и их отработки на практике; 3) ознакомление с графическими организаторами, которые «наглядно» демонстрируют ход мыслей; 4) обучение учащихся задавать вопросы высшего уровня. По мнению этих исследователей, стратегии мышления – это приемы, которые «учат думать», а главной целью является формирование способности учащихся расширять сферу применения этих приемов, чтобы научиться мыслить.
Привлекать учеников из группы риска к совместному обучению в группах с акцентом на когнитивном развитии полезно по нескольким причинам.
- Как правило, учащиеся с ограниченными возможностями обучения мало знают о том, где, когда и как применять те или иные стратегии. Поэтому рекомендуется поощрять их исследовать собственную познавательную деятельность.
- Ученики начинают понимать приемы деятельности (стратегии), лучше осознают, что их мысли являются средствами для решения поставленных задач и в динамическом взаимодействии со своими ровесниками они учатся мыслить на более совершенном уровне.
- Все ученики, которых специально обучают стратегиям для регулирования своей учебной деятельности, мышления и решения проблем, обычно демонстрируют лучшие результаты по сравнению с детьми, которые такой подготовки не проходили.
- Использование графических организаторов помогает ученикам с особыми потребностями глубже анализировать материал, чем, когда они его просто читают.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)