2.1. Анализ предоставления образовательных услуг
По официальным данным Департамента медицинской статистики Министерства здравоохранения России, за последние пять лет уровень детской инвалидности увеличился на 9,4%.
Сейчас в оценке динамики показателей здоровья детского населения России наблюдается неблагоприятная тенденция, а именно: повышение частоты врожденных и наследственных заболеваний; рост удельного веса детей, родившихся с травмами и патологией центральной нервной системы; прогресс роста хронических форм патологии и болезней аллергического происхождения; увеличение частоты осложнений вирусных и паразитарных заболеваний (дифтерии, полиомиелита, туберкулеза и т.д.). Результат вышеупомянутых явлений – увеличение общего количества детей с особыми образовательными потребностями. В структуре причин инвалидности среди детей на первом месте болезни врожденных аномалий – 23,1%. На втором месте в структуре причин детской инвалидности болезни нервной системы – 21,5%. Чаще всего причиной инвалидности является детский церебральный паралич – 38,8%. Расстройства психики и поведения – 15,9%, в том числе умственная отсталость разной степени – 84,1%. Болезни уха и сосцевидного отростка – 7,3%. Болезни глаза и придаточного аппарата – 6,7%. Нарушение функций пищеварения, нарушения обмена веществ – 4,2% от общего уровня, обусловлено в основном заболеванием сахарным диабетом, на который приходится 61,8%.
На протяжении многих лет в России большинство детей с особыми образовательными потребностями получали образование в специальных учебных заведениях, в настоящее время традиционная система специального образования достаточно всеобъемлюща.
По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, образование в специально организованных условиях получают 54,1 тыс. детей, нуждающихся в коррекции физического или умственного развития в 396 специальных общеобразовательных учебных заведениях. По данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в системе социальной защиты действуют 56 домов-интернатов для детей с недостатками физического и умственного развития, в которых находятся 7716 детей.
Анализ качественных изменений в сети специальных учебных заведений (специальных школ, школ-интернатов, учебно-воспитательных комплексов объединений, учебно-реабилитационных центров), классов в общеобразовательных школах свидетельствует о влиянии на ее формирование объективных и субъективных факторов: Да по сравнению с 2000/01 учебным годом количество специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) выросла с 391 до 397, однако количество воспитанников в них уменьшилось – с 61,2 тыс. человек до 56,1 тыс. человек. Уменьшение контингента учащихся (воспитанников) в интернатных заведениях объясняется тем, что ученики с особенностями развития учатся в общеобразовательных школах вместе со своими ровесниками.
Министерство образования и науки Российской Федерации и Российская академия образования как основные «законодатели» образовательной политики в отношении образования детей с особыми потребностями постепенно отходят от действующей системы закрытых специальных учебных заведений (школы-интернаты, специальные образовательные учреждения), в более демократическую систему инклюзивного обучения.
Сегодня в России отсутствуют полные статистические данные о количестве детей с особыми образовательными потребностями, которые интегрированы в общеобразовательные учебные заведения России. Это показывает, что такое интегрирование происходит стихийно, а инклюзивная форма обучения требует системного развития. Сейчас психолого-медико-педагогическими консультациями областного и городского уровня обнаружено значительное количество детей, имеющих психофизические нарушения, значительная часть из них находится в обычных общеобразовательных учреждениях. Всего в регионах – 8907492 детей, из них 12,2% детей с особыми потребностями.
Как свидетельствуют представленные ПМПК данные, количество детей с психофизическими нарушениями в регионах значительно отличается, достаточно различные показатели свидетельствуют, что предоставленные данные неточны, а система выявления детей с особыми образовательными потребностями требует осовременивания и реформирования.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)