3.5. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
Такие расстройства наблюдаются у 5-7% детей и могут быть врожденными или приобретенными. Среди нарушений опорно-двигательного аппарата выделяют:
- заболевания нервной системы: детский церебральный паралич; полиомиелит;
- врожденные патологии опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника (сколиоз), недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз (врожденное увечье);
- хронические заболевания и поражения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит) системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).
У всех этих детей ведущим нарушением является недоразвитие, нарушение или потеря двигательных функций. Доминирующим среди этих расстройств является детский церебральный паралич (около 90%).
Для приспособления социальной среды, необходимо подготовить учителей и учеников школы, класса к восприятию ими ребенка с такими нарушениями как обычного ученика.
Дети с детским церебральным параличом (ДЦП)
Церебральный паралич возникает в результате поражения мозга плода в дородовой период и во время родов. Среди факторов, приводящих к церебральному параличу – кислородная недостаточность, родильные черепно-мозговые травмы, интоксикация в период беременности, инфекционные заболевания и тому подобное. Частота детского церебрального паралича в популяции- 1,7 случаев на 1000 детей.
Характерными для ДЦП являются двигательные расстройства (параличи, неполные параличи), несостоятельность контролировать и координировать движения, самопроизвольность движений, нарушение общей и мелкой моторики, равновесия, пространственной ориентации, речи, слуха и зрения, в зависимости от того, какие отделы мозга подверглись поражению, повышенная истощаемость, неустойчивый эмоциональный тонус. Эти состояния могут усиливаться при волнении, неожиданном обращении к ребенку, переутомлении, попытках выполнить определенные целенаправленные действия. Чем значительнее поражения мозга, тем сильнее проявления церебрального паралича. Однако церебральный паралич не прогрессирует со временем.
В зависимости от тяжести поражения, такие дети могут передвигаться самостоятельно, на костылях, с помощью «ходунка», в коляске. В то же время, многие из них могут учиться в обычной школе при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечение специальным оборудованием (устройства для письма; шины, которые помогают лучше контролировать движения рук, рабочее место, что позволяет удерживать определенное положение тела и т.д.).
Как правило, дети с церебральным параличом могут требовать различные виды помощи. Специальное обучение и услуги могут включать физическую терапию, оккупационную терапию и логопедическую помощь.
Физическая терапия помогает развивать мышцы, научиться лучше ходить, сидеть и удерживать равновесие.
Оккупационная терапия помогает развивать моторные функции (одеваться, есть, писать, выполнять повседневные действия).
Логопедические услуги помогают развивать коммуникационные навыки, корректировать возбужденное произношение (что связано со слабыми мышцами языка и гортани).
В дополнение к терапевтическим услугам и специальному оборудованию детям с церебральным параличом может понадобиться вспомогательная техника. В частности:
Коммуникационные устройства (от самых простых до самых сложных). Коммуникационные доски, например, с рисунками, символами, буквами или словами. Ученик может общаться, указывая пальцем или глазами на рисунки, символы. Существуют и более сложные коммуникационные устройства, в которых используются голосовые синтезаторы, помогающие «разговаривать» с другими.
Компьютерные технологии (от простых электронных устройств до сложных компьютерных программ, которые работают от простых адаптированных клавиш).
Несколько советов учителю
- Узнайте больше о церебральном параличе, об организациях, оказывающих помощь и источниках, из которых можно получить полезную информацию.
- Иногда вид ученика с церебральным параличом производит впечатление, что он не сможет учиться как другие. Сосредоточьте внимание на конкретном ребенке и узнайте непосредственно о его личных потребностях и способностях.
- Проконсультируйтесь с другими учителями, которые в предыдущие годы учили ребенка, по организации учебной среды для именно этого ученика. Родители лучше знают потребности своего ребенка. Они могут немало рассказать об особых потребностях и возможностях ученика. Подключив в свою команду физиотерапевта, логопеда и других специалистов, вы сможете использовать лучшие подходы для конкретного ученика, учитывая его индивидуальные и физических возможности.
- Путь ученика к его рабочему месту должен быть беспрепятственным (удобное открывание дверей, достаточно широкие проходы между партами и т.д.). Продумайте, каким образом он будет добираться до класса, передвигаться в пределах школы, пользоваться туалетом и тому подобное. Вероятно, в заведении придется сделать определенные архитектурные изменения (пандус, специальные поручни, приспособления в туалете и т.д.).
- Возможно понадобится, чтобы кто-то из персонала или учеников всегда был готов помочь ученику с церебральным параличом (подержать дверь пока заедет коляска, во время преодоления лестницы или порогов и т.п.). Такие помощники должны быть проинструктированы специалистом (ортопедом, физиотерапевтом, инструктором по лечебной физкультуре).
- Научитесь использовать вспомогательные технологии. Найдите экспертов в школе и за ее пределами, которые бы помогли вам. Вспомогательные технологии могут сделать вашего ученика независимым (специальные устройства для письма, дополнительное оборудование для компьютера и т.д.).
- С помощью специалистов или родителей обустройте рабочее место ученика с учетом его физического состояния и особенностей развития учебных навыков (для удержания осанки в удобном положении, для ограничения непроизвольных движений, облегчения письма, чтения).
- Проконсультируйтесь с физиотерапевтом по режиму нагрузки ученика, необходимых перерывам и упражнениям. Напоминайте об этом ученику и следите, чтобы он не переутомился.
- Иногда у детей с церебральным параличом может наблюдаться снижение слуха на высокочастотные тона, одновременно, сохраняется на низкие. Старайтесь говорить на низких тонах, убедитесь, что ученик хорошо слышит звуки т, к, с, п, е, ф, ш.
- Снизьте требования к письменным работам ученика. Возможно ему будет удобно использовать специальные приспособления, компьютер или другие технические средства.
- Следите, чтобы необходимые материалы, учебные принадлежности, иллюстрации были в пределах досягаемости ученика.
- Не утруждайте ученика чрезмерным попечительством. Помогайте, когда наверняка знаете, что он не может что-то преодолеть, или, когда он обратится за помощью.
- Ученику необходимо больше времени для выполнения задания. Адаптируйте упражнения соответствующим образом, разработайте задачи в виде тестов и тому подобное.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)