5.1. Компоненты индивидуального учебного плана
Индивидуальный учебный план (ИУП) – это один из важнейших инструментов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Индивидуальный учебный план – это формальный документ, содержащий подробную информацию о ребенке и услуги, которые он должен получать. Он разрабатывается командой педагогов и специалистов и объединяет их усилия с целью разработки комплексной программы работы с ребенком и одновременно определяет, какие именно услуги должен оказывать каждый специалист. Родители являются активными участниками разработки индивидуального учебного плана, поскольку они знают своих детей лучше других. Индивидуальный учебный план определяет необходимые адаптации/модификации и служит основой для дальнейшего планирования учебных занятий. Он разрабатывается и реализуется для каждого ученика с особыми образовательными потребностями.
При создании индивидуального учебного плана главное внимание обращается на разработку конкретных учебных стратегий и подходов, а также системы дополнительных услуг, которые дадут ребенку возможность успешно учиться в обычном классе. Обычно, в индивидуальном учебном плане содержатся следующие компоненты:
- Информация о ребенке общего характера: Имя ребенка, его возраст, адрес, телефон, имена родителей, нарушение развития, дата зачисления ребенка в школу, срок действия ИУП.
- Текущий уровень знаний и умений ребенка. Приводятся сведения об уровне развития ребенка, зафиксированные во время наблюдений и исследований: его умения, сильные качества, стиль обучения (особенно если один из стилей доминирует), что ребенок не умеет делать, в чем нужна помощь и тому подобное. В плане должно быть указано, что беспокоит родителей. Должна быть приведена информация о влиянии нарушений развития ребенка на его способность к успешному обучению в обычном классе. Все эти сведения должны быть максимально точными, поскольку они являются основой для дальнейшей разработки задач.
- Цели и задачи. Именно они должны помочь ребенку овладеть определенными знаниями и умениями. Они должны отвечать текущему уровню развития ученика. В определении этих целей и задач участвуют все лица, причастные к работе с ребенком.
Цели – это утверждение относительно желаемого результата. Они могут касаться знаний, умений, поведения и должны быть четко сформулированы, высказаны через позитивные утверждения и быть понятными всем, кто их читает.
Задачи – это необходимые промежуточные шаги на пути к намеченной цели, написаны понятными и простыми терминами.
В плане должно быть определено, кто, что, когда и как должен делать.
Цели должны быть определены во всех сферах, где наблюдается отставание в развитии (интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие, развитие моторики, речевые навыки и т.д.).
- Специальные и дополнительные услуги. В учебном плане должны быть предусмотрены занятия с соответствующими специалистами (с логопедом, физиотерапевтом, психологом и другими специалистами).
Учителя и специалисты сотрудничают над интегрированием дополнительных услуг в учебный процесс. Иногда ученик нуждается в более интенсивных или особых услугах, которые могут предоставляться только в соответствующей среде (например, занятия с использованием специальной аппаратуры и т.п.). В этом случае целесообразно договориться с соответствующим учреждением, который может предоставлять такие услуги.
В индивидуальном учебном плане должно быть определенное количество и продолжительность занятий специалистов с ребенком.
- Адаптации/модификации. Соответствующая адаптация среды позволяет детям с особыми потребностями учиться в обычном классе. При разработке плана необходимо обратить внимание на необходимое обустройство среды; использование надлежащих методов обучения, материалы и оборудование; учет сенсорных и других потребностей ребенка.
- Период действия ИУП. Обычно, индивидуальный учебный план разрабатывается на один год. Однако, члены группы по разработке ИУП (родители, администратор, учитель и др.) могут в любой момент предложить провести собрание, чтобы модифицировать план или составить новый. Это может оказаться необходимым, например, если:
• ребенок достиг поставленной цели;
• у ребенка возникают трудности при достижении определенных целей;
• поступила просьба увеличить количество услуг ребенку;
• ребенка переводят в другую школу;
• у ребенка наблюдаются проблемы с поведением и т.д.
Традиционно, разработку ИУП начинают сразу после прихода ребенка в класс, а период действия плана заканчивается через год. В то же время, можно варьировать этот процесс, приспосабливая его к общему школьному планированию.
- Информация о прогрессе ребенка. Неотъемлемой составляющей процесса разработки ИУП является оценка и сбор сведений об успехах ученика. При этом могут собираться образцы работ ребенка, результаты наблюдений, контрольные листки, описания поведения, результаты сравнений с типичным уровнем развития, результаты тестов и тому подобное.
Через некоторое время учитель и другие специалисты оценивают успехи ребенка, определяют, насколько эффективен учебный план, делятся информацией с родителями ученика. При необходимости члены группы по разработке ИУП могут инициировать проведение собрания еще до окончания срока действия плана.
Сведения о прогрессе ученика (с указанием соответствующих дат) записываются непосредственно в индивидуальный учебный план.
Индивидуальные учебные планы могут иметь разный вид. При ежедневных усилиях учителей по реализации определенных целей и задач, при тщательном документировании всех сведений, можно ожидать успешное обучение и развитие детей.
С чего начать?
Любой процесс стоит начинать с планирования. Для этого организуйте и проведите первую учредительную встречу членов команды.
Учредительная встреча членов команды. Пригласите на первую учредительную встречу всех предполагаемых членов команды (кроме родителей ребенка). Ими могут быть педагоги вашего заведения, педагоги из заведения, в котором ребенок находился ранее, штатные работники вашего заведения: логопед, дефектолог, психолог и др. Если эти специалисты не являются работниками заведения, необходимо привлечь их, обратившись в местную поликлинику, реабилитационный центр и тому подобное. Учредительная встреча проводится с целью определения оптимального состава команды и составления плана действий, предшествующего созданию ИУП.
Оптимальный состав команды – количество специалистов, которое обеспечит реализацию начальной программы и специальных услуг.
План действий, предшествующий созданию ИУП, определяет цели, средства, ресурсы, необходимые для изучения членами команды сильных и слабых сторон ребенка. Цель плана действий – получить комплексную оценку сильных и слабых сторон ребенка. Средствами достижения цели могут быть наблюдения, формальные тесты и опросы (педагогов, родителей, непосредственно детей).