Субъектность как важный признак социальности детей и молодежи в эпоху общественных трансформаций
В контексте активизации общественных преобразований в направлении развития евроинтеграции, что сопровождается усилением межкультурного обмена, все большее значение приобретают вопросы формирования у детей и молодежи способности устанавливать и поддерживать контакты с различными социальными субъектами, участвовать в мультисубьектном взаимодействии, принимать ответственные решения. В связи с этим, определяющими для развития социальности личности становятся характеристики индивида или социальной группы, связанные с проявлениями субъектности.
Сегодня проблема субъектности рассматривается в трудах многих современных исследователей, анализ которых дает основания для важных в современном научном контексте обобщений относительно соотношения субъектности и социальности. Однако, несмотря на значительную исследованность различных аспектов субъектности личности, вопрос рассмотрения субъектности как важного признака социальности детей и молодежи в современную эпоху общественных трансформаций все еще требует углубленного изучения.
В современной педагогике термин «субъектность» трактуется как способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно строить планы в жизни, что определяет степень свободы личности, ее гуманности, духовности, жизнетворчества. Современные представления о субъектности включают характеристики личности, определяющие поведенческие стратегии, включая планирование жизнедеятельности, прогнозирование ее результатов.
Стать субъектом определенной деятельности - значит освоить эту деятельность во всех ее возможных формах, приобрести способность к ее осуществлению в стандартных ситуациях и опыт творческого применения принципов этой деятельности в нестандартных, непредвиденных обстоятельствах.
В педагогической науке субъект понимается не как отдельный человек или группа, а как особое психологическое состояние личности. Такое положение, к сожалению, не постоянное, и для его возникновения необходимы специальные условия. Правильным является утверждение о том, что субъектность личности не является характеристикой постоянной.
Таким образом, субъектность выступает как характеристика переменная, ситуативная, обусловленная обстоятельствами, то есть такая, которая слишком сложно подлежит определению и оценке. Хотя, при этом, само формирование субъектных свойств личности некоторые ученые считают главным критерием оценки качества воспитания.
Оценить субъектность личности в измерениях прошлого и настоящего, как нечто накопленное, возможно только рассматривая понятие «субъективный опыт». Это понятие понимается как опыт пережитого поведения и поведения, которое реализуется в данный момент, в который сам человек может рефлексировать собственные возможности, знает правила организации своих действий и своего отношения на основе самосознания значимых для него ценностей.
Воспитание, как специфический вид деятельности, особенно социальное воспитание, создает условия для развития социальности ребенка через стимулирование ее субъектности и наоборот.
Субъектная личность - это не сам индивид, а его определенное ситуативное состояние. Явление субъектности не является очевидным и предусматривает создание определенных условий для его проявления. Такими внешними условиями выступают общественные преобразования, критические события, социальные ситуации, требующие от индивида нетривиальных активных действий. Важным условием развития субъектности индивида является, кроме того, наличие у него осознанной цели и мотива той деятельности, в которую он включен своей активностью.
Поскольку субъектность не является постоянным качеством или характеристикой, а определяется как то, что случается, она может появляться, а может исчезать в жизнедеятельности одного и того же индивида. Данное свойство отличает субъектность от социальности, поскольку последняя характеризуется большей устойчивостью и стабильностью существования в структуре личности - однажды войдя в социальный мир человека, как правило, уже не теряет этой способности на протяжении всей своей жизни. Так, приобретенные в детстве навыки, стратегии, опыт социального взаимодействия всегда остаются с человеком (кроме критических случаев: потери памяти, тяжелой психической болезни и т.п.). Однако в разные возрастные периоды жизни человека, в различных жизненных ситуациях они могут актуализироваться, или наоборот, терять свое значение, проявляться или существовать латентно, перерабатываться и творчески применяться личностью, изменяясь до неузнаваемости, развиваться или тормозиться.
Субъектность является более зависимой от психологических, социальных, пространственных, временных условий социально-личностной характеристики человека и может рассматриваться именно как ситуативное проявление социальности, ее «отблеск», в котором отражается качество и специфичность приобретенной человеком социальности.
Личность, которой присуща субъектность является носителем определенных действенных характеристик, выступает источником деятельности, имеет мотив этой деятельности, обладает средствами для ее реализации, заинтересована в ее результатах и несет за них ответственность. С этих позиций, социальность личности является условием проявления ею в определенных ситуациях субъектности. Степень проявления субъектности можно увидеть и ситуативно оценить с помощью определенных параметров (мотивированность, целенаправленность, настойчивость, ответственность, результативность и т.д.), которые, однако, не позволяют полностью осмыслить источник субъектности.
Формирование гуманистических ценностных ориентаций студенческой молодежи с ограниченными физическими возможностями в условиях современного общества
Субкультура инвалидов является культурой одной из социально-демографических групп, а именно: инвалидов, имеющих свои социальные функции, которые они выполняют.
Наличие физического дефекта, другая социализация побуждает людей с ограниченными физическими возможностями выделять среди диапазона ценностей культуры здоровых людей, что помогает им лучше справиться со сложностями социальной адаптации.
Формирование ценностных ориентаций - длительный и сложный процесс. На него влияют многие факторы. Среди них важную роль играет образование, в содержании которого заключена систему ценностей, которая передается молодому поколению. Учитывая это, в основе анализа и восстановления современного содержания образования важным является ценностный подход. Однако сегодня проблема ценностного наполнения содержания образования вообще и образования инвалидов в частности не является решенной.
К ценностям высшего уровня относятся, в частности, земля как общий дом человечества, жизнь человека, свобода, сир, красота. Такие ценностные ориентации формируются на основе различения человеком добра и зла, других духовно значимых характеристик действительности. Учитывая это, цель преподавателя, который работает со студентами с ограниченными физическими возможностями - помочь им принять, а иногда и восстановить содержание ценностей.
Нельзя забывать, что честь, достоинство - это не только личные достижения гражданина, человека, это богатство общества. Личность, имеет самоуважение, признается ценностью общества, имея большую потенциальную активность, чем личность, лишенная собственного достоинства. Формирование этих общечеловеческих ценностей у человека, который имеет физические недостатки, лишенный иногда возможности даже общения - очень сложная, но необходимая составляющая воспитания инвалида как достойного гражданина, как человека, который также имеет право на жизнь, счастье, любовь.
Мы являемся свидетелями кризисного положения в стране, социальной и национальной напряженности, спекуляции среди молодежи, коррупции в государстве, расстройства духовных и нравственных ценностей, обусловливающих глубокие изменения в мировоззрении, ценностных ориентациях молодежи. Что уже говорить о человеке с ограниченными возможностями? Многочисленные социологические и педагогические исследования свидетельствуют о растерянности, потере идеалов, уменьшении заинтересованности в высоком искусстве, глубокой духовной и нравственной деформации молодого поколения.
Ценностные ориентации личности функционируют на основе общественной системы ценностей, неразрывно связаны с ней, они направлены на усвоение и создание человеком с недостатками определенных ценностей, поэтому выполняют следующие функции:
- приобщают человека с ограниченными физическими возможностями к системе норм и ценностей социума;
- способствуют самоутверждению его личности, реализации способностей, социальных ожиданий;
- обеспечивают гармонизацию «внутреннего» мира личности, систематизацию знаний, норм, стереотипов.
Именно под влиянием сложившихся ценностей человек с ограниченными физическими возможностями чувствует себя личностью, то есть утверждает себя через воплощение объективного содержания мира в своем собственном смысле, так как понимание и осмысление явлений и процессов, которые он познает, является проявлением к ним ценностного отношения, психологической формой которого является переживание.
Ценностное отношение определяет эмоциональное состояние, удовлетворенность и насыщенность жизни, ее смысл.
Процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций студента с ограниченными физическими возможностями имеет соответствующий механизм. Он в зависимости от возраста, болезни или травмы, среды, направленности студента-инвалида, имеет определенные особенности. Анализ структурных элементов механизма формирования гуманистических ценностных ориентаций личности студента с ограниченными физическими возможностями в их взаимосвязи и взаимозависимости требует отдельного исследования. Только после изучения этой проблемы можно определить особенности и пути формирования гуманистических ценностных ориентаций студентов с ограниченными физическими возможностями
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)