Внедрение инклюзивного образования
Исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют о том, что не только тяжелое финансовое состоянии семьи является причиной предпочтений в выборе специальных заведений перед детскими садами, школами общего типа. Родители опасаются того, что их детей будут обижать, другие дети не захотят с ними играть, учителя не овладеют тонкостями индивидуального подхода, а родители здоровых детей будут отрицать возможность функционирования интегрированных классов.
Если проблему интегрированного обучения рассматривать с позиций его полезности для здоровых детей, привлекательности с точки зрения улучшения психолого-педагогического обслуживания этих детей, то она может обернуться для здоровых детей и их родителей другой стороной. В данном случае имеются в виду реалии современности относительно здоровых детей. Демографический кризис сказывается на них напрямую. Поступая в школу, около 80 процентов детей имеют те или иные отклонения в состоянии своего здоровья. Среди хронических неинфекционных заболеваний доминируют психоневрологические, болезни нервной системы и органов чувств. Эти факторы предопределяют снижение социальной и психической адаптации у так называемых нормальных подростков.
Эти показатели свидетельствуют о стандартных формах работы общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений:
- традиционная ориентация педагогов на здорового ребенка, а отсюда и соответствующие психические, интеллектуальные нагрузки;
- недифференцированное содержание обучения (программ, учебников);
- отсутствие в подготовке педагогов достаточной информации о работе с теми детьми, которые не соответствуют эталонным представлениям о развитии нормального ребенка и тому подобное.
Философия проблемы
Созерцание современного общества побуждает к размышлениям о роли в этом обществе детей и взрослых, которые имеют особенности психофизического развития, то есть тех, которые выпадают из нашего стереотипного представления о так называемой нормальности. Известный писатель Луи Маршалл, размышляя о норме и патологии, склонялся к трактовке определенной условности нормы, поскольку те люди, которые не проявляют внешних признаков отклонений, достаточно часто имеют грубые внутренние нарушения, невидимые глазу.
Однако ни для кого не секрет, что пока наше общество игнорирует людей с особыми потребностями. Сколько страданий окружение добавляет родителям таких детей, их семьям, отгораживаясь от них, отстраненно наблюдая за ними.
На современном этапе общество еще не осознало роли детей (взрослых) с особыми потребностями в его жизни. Объективная закономерность наличия таких детей (взрослых) в обществе подтверждена исторически со времен древней Спарты, в средневековье, более поздних периодах. Это заставляет глубже осмысливать значимость каждой личности в обществе, ее особое место и функциональную роль.
Общество еще не умеет ценить разнообразия среди людей, не знает, что именно ценить в каждом ребенке с особенностями развитии, не ориентировано на то, какую неоценимую пользу способны принести эти дети. Именно они, неповторимые и часто неизученные, при определенных условиях могут заставить пробудиться души тех «нормальных» детей и взрослых, которые их окружают, вызвать культивирование доброты, отзывчивости, человечности.
Общение с детьми с особенностями психофизического развития наводит на мысль, что, если бы с ними поближе знакомились ровесники, которые нормально развиваются, то они бы по-другому ценили свои возможности, были более милосердными в жизни.
Работа с детьми с поврежденным слухом открывает новый мир общения, расширяет горизонты представлений о возможностях интеллектуального и физического развития человека, побуждает к активному использованию собственных возможностей. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата способны научить мужеству, порядочности. А дети с особенностями интеллектуального развития раскрывают безграничную искренность души, глубину простоты и наивности, верности и преданности.
Согласно уставу Организации Объединенных Наций, Всемирной декларации о правах человека, дети с инвалидностью имеют равные права и возможности с другими людьми. Конвенция о правах ребенка и Декларация о правах инвалидов среди приоритетных прав ребенка с особыми потребностями называет право на образование, медицинское обслуживание, профессиональную подготовку и трудовую деятельность.
Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка как документ международного уровня автоматически выдвигает требования к каждому государству по приведению национального законодательства в соответствие с этой «всемирной конституцией прав ребенка». Наше государство на этом пути делает свои прогрессивные шаги. За последние годы приобретает интенсивного развития государственная поддержка детей с особенностями психофизического развития, содействие воплощению прогрессивных идей в практику. В частности, введены в действие:
- Закон «Об общем среднем образовании», в котором интегрированы вопросы специального образования;
- утверждена «Концепция специального образования лиц с физическими и психическими недостатками» на ближайшие годы;
- целевая комплексная программа «Социально-психологическая поддержка и реабилитация лиц с недостатками физического и психического развития»;
- Концепция государственного стандарта специального образования;
- Концепция ранней социальной реабилитации детей-инвалидов.
Научное осмысление процесса и результатов совместного обучения детей с особенностями психофизического развития и здоровых детей открывает перспективы возникновения новых направлений исследований социально-психологической и педагогической ориентации.
Интегрированные коллективы как педагогически, психологически и социально поддержанные институты могут обеспечить ребенку с особенностями психофизического развития достижение индивидуально высоких показателей личностного развития, осознания самоценности этого развития для жизнедеятельности индивида, функциональной значимости в процессе интеграции в социальную среду.
С другой стороны, такие коллективы обеспечат возможность для здоровых детей бережно относиться к потенциалу, подаренному им природой, предотвращать осуществление деструктивных шагов (наркомания, алкоголь и т.п.); раскрывать нетрадиционные пути личностных достижений в освоении знаний, умений и навыков.
Обеспечение индивидуальных психофизических особенностей ребенка, его функциональных и потенциальных возможностей и потребностей будет реализовываться с помощью компенсаторно-коррекционных мероприятий, частично будут реализоваться в процессе школьного обучения, частично в семье и центре специальной психолого-педагогической помощи.
Выбор технологий обучения основывается на использовании сильных сторон личности, учете множественности интеллекта и различных учебных стилей, рекомендациях специалистов.
Общественно-гуманистическая значимость интегрированной группы
Внимание к проблемам детей с особенностями психофизического развития имеет общественно-гуманистическую значимость.
Ученики:
Интегрированное обучение способствует развитию эмпатии, толерантности, объективной оценке собственных возможностей, формированию реалистического мировоззрения.
Родители:
Привлечение детей с особенностями психофизического развития в общеобразовательные учебно-воспитательные заведения предусматривает положительное влияние на широкий круг близких для них людей: родителей, других членов семьи. Вхождение ребенка в круг своих сверстников может способствовать постепенной смене психического состояния родителей, ослаблять напряженность, улучшать эмоциональное состояние, повышать эффективность учебно-воспитательной, коррекционной работы.
Активное, мотивированное, ценностно-ориентированное и педагогически управляемое участие родителей в учебно-воспитательном процессе будет обусловливать уменьшение их тревог и страхов, мобилизовать силы на ежедневное и перспективное достижение успеха, по-новому структурировать мировосприятие целой семьи, близких к ней людей.
Учителя:
Работа с группами (классами) дает новый толчок к самосовершенствованию педагога, является тем фактором, который поможет учителю избавиться унаследованного от тоталитарной системы авторитаризма, станет условием формирования искренних, демократических отношений, не позволит проявиться деструктивным внутренним силам.
Педагог, работая в интегрированных классах или группах, сможет углублять свои знания о закономерности развития детей, оценивать методический подход, создавать свои позиции по эффективности тех учебных технологий, которыми он обладает, постигать понимание сильного, общего и специфического в функциональных и потенциальных возможностях учеников.
Работа в группах, классах привлечения формирует у педагога новое понимание проблем отстающих детей, раскрывая перед ним стратегию и тактику психолого-педагогической (а часто медицинской) поддержки этих детей.
Кроме того, учитель с новых позиций оценивает возможности, работоспособность детей без отклонений, перед ним возникают новые пути воспитания личности, нивелирование проблемных сторон ребенка.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)