Психолого-педагогическое сопровождение и проблемы инклюзии
Современные реалии ставят перед профессиональной наукой или иной областью деятельности очень конкретные и высокие требования. Хорошие, на первый взгляд, идеи, которые не подтверждены практикой, не выдерживают конкуренции рядом с научно и экспериментально обоснованными теориями. Примером является доказательная медицина (например, препараты, которые не прошли проверку и не показали эффективности, превышающей таковую у предшественников, или за эффект плацебо, не допускаются к производству).
В образовании, в частности лиц с особыми потребностями, начинают преобладать методики, подтвержденные в ходе исследований. Вероятно, в ближайшее время отрасль обучения изменит название на «доказательное образование». Эти утверждения касаются в основном стран с развитой экономикой (страны Западной Европы, США, Канада, Австралия и др.). Россия, как и большинство стран постсоветского пространства, еще не знакома с методами доказательного образования, которые, соответственно, не внедряются в учебные заведения и систему образования в целом.
Доказательная практика требует объединения результатов исследований с другими решающими факторами. Эти факторы включают:
- профессиональную оценку и принятие решений на основе фактов;
- ценности и предпочтения семей, включая, по возможности, лицо с аутизмом;
- способность тщательно внедрять интервенцию.
Доказательное образование - это сочетание профессиональной мудрости с имеющимися лучшими эмпирическими доказательствами в принятии решений о предоставлении образования.
Основной целью доказательности в образовании является проверка наличия положительного эффекта у объекта исследования (например, ученика) после внедрения определенной практики или методики. Существует несколько основных методов идентификации практики или методики как доказательной. Такие исследования должны проводиться с соблюдением требований дизайна эксперимента и соответствовать его количественным и качественным критериям.
Существенный эффект метода на уровне, более высоком от нуля, должны засвидетельствовать, как минимум, два высококачественных исследования или четыре приемлемого качества. Высококачественные исследования должны отвечать как минимум трем из четырех основных критериев:
- надлежащее описание и подбор участников;
- надлежащее описание и внедрение вмешательства;
- надлежащее описание условий сравнения;
- надлежащее описание средств измерения результатов и анализа данных.
Кроме того, существуют дополнительные критерии, соответствие которым является важным, но достаточно придерживаться лишь половины из них.
Эффективность метода или практики должна быть продемонстрирована пятью или более высококачественными исследованиями, которые соответствуют установленным критериям:
- подбор участников;
- соблюдение условий проведения исследования;
- описание зависимой и независимой переменной;
- высокая внутренняя, внешняя и социальная валидность.
Несмотря на то, что описательные исследования полезны во многих случаях, они не предназначены для выяснения того, вызвал ли метод или практика улучшения у объекта исследования (например, ученика или студента).
Однообъектный дизайн исследования является самым популярным эмпирическим подходом в области образования людей с особыми потребностями. Именно этот дизайн исследования является определяющим для идентификации доказательности методов или практик в области образования, а также этот метод является малоизвестным.
Однообъектный дизайн исследования
Образование людей с особыми потребностями является дисциплиной, которая фокусируется на решении проблем, и именно поэтому необходимо проведение исследований в условиях, приближенных к реальным. Именно однообъектный дизайн имеет характеристики, которые делают его наиболее подходящим для использования в ходе исследований в области образования людей с особыми потребностями.
Во-первых, в данном подходе индивид (ученик или ученики) является объектом изучения. То есть параметрические характеристики (например, нормальное распределение) не являются обязательными для установления причинной или функциональной связи между действием и результатом. Эта особенность обеспечивается благодаря основополагающей логике данного подхода, в которой объект исследования является собственной проверкой или контролем (показатели вмешательства сравниваются с данными во время или после него).
Во-вторых, в отличие от групповых моделей исследования, однообъектный подход позволяет детальное изучение тех индивидов, на которых вмешательство не подействовало. В групповых исследованиях эти участники «теряются» в общих показателях. Зато детальное изучение тех, на кого вмешательство не повлияло, может дать толчок к адаптации и коррекции методики для повышения ее эффективности.
В-третьих, однообъектный подход является методом тестирования учебной или поведенческой интервенции. Результатом является недвусмысленный вывод о связи между индивидуализированным вмешательством и ожидаемыми изменениями.
В-четвертых, подход предоставляет методологию для оценки вмешательства собственно в типовых образовательных условиях. То есть исследование проводится в реальных условиях (школьный класс) или в максимально к ним приближенным.
В-пятых, однообъектный подход может использоваться для проверки валидности той или иной концепции. Гипотезы о причинах успешности или неудачи в учебе или в поведенческой коррекции могут быть подтверждены или отклонены с помощью однообъектного исследования.
В завершение, однообъектный подход является резонным с точки зрения стоимости исследования. Кроме того, повторные исследования в различных условиях и с различными объектами могут повысить внешнюю валидность предложенной методики или практики, а также дать вектор для более масштабных решений (например, проведение расходных больших групповых исследований для более широкой демонстрации эффективности метода или практики).
Кроме этих особенностей подхода, существуют важные методологические критерии однообъектного дизайна исследования, которые делают его более эффективным и прикладным в области образования.
- Описание участников и условий исследования должно быть оперативным и позволить при необходимости точную репликацию эксперимента или вмешательства другим исследователем: например, общая характеристика «агрессивный» должна быть заменена на описание конкретных агрессивных действий: удары кулаком конкретных лиц (кого именно?) по конкретным местам (куда именно?) с описанием частоты и последствий этих действий.
- Зависимая переменная, которая представляет собой видимое и доступное для объективного изменения поведение (например, количество слов в интервал времени); оценка зависимой переменной проводится до, во время и после вмешательства; зависимая переменная избирается только согласно социальной валидности: только то поведение, которое может улучшить качество жизни человека, следует изучать.
- Независимая переменная - это метод, практика, вмешательство или поведенческий механизм, эффективность или правдоподобность которых изучается. Независимая переменная должна быть операционно описана для следующих репликаций другими исследователями; независимая переменная (например, материальное поощрение) активно манипулируется для изучения влияния на зависимую переменную (например, количество выполненных заданий по математике).
- Выходные характеристики - это показатели измеряемого поведения или навыка (например, количество поднятий руки во время урока) относительно интервенции; для избегания проникновения посторонних факторов данные собираются, пока не установится определенная устойчивая модель без тенденции к росту или падению.
- Экспериментальный контроль - это установление функциональной связи между вмешательством (независимой переменной) и следствием (улучшение в поведении объекта), что демонстрируется во время исследования не менее трех раз (фиксация изменений в поведении во время вмешательства и изменения после его отмены, фиксация изменений после многократного использования вмешательства).
- Визуальный анализ - это эффективный и достаточно легкий способ оценки уровня, тенденции и вариабельности данных исследования во время разных его этапов.
- Внешняя валидность - это подтверждение результатов исследования путем репликации результатов с другими участниками и в других условиях.
- Социальная валидность - это требование по использованию подхода исключительно для изучения явлений, имеющих социально значимые последствия (например, подтверждение эффективности методов улучшения чтения у учащихся с аутизмом, уменьшение аутоагрессивного поведения у лиц с особыми потребностями).
Выполнение этих требований дает возможность провести качественное исследование и подтвердить или отклонить гипотезу об эффективности метода или практики. Проведение пяти и более результативных исследований позволит идентифицировать конкретную методику или практику как доказательную.
Использование методов обучения, которые прошли многократную эмпирическую проверку, будет иметь положительные последствия для пользователей и работников сферы образования, в том числе людей с особыми потребностями. При наличии многолетнего опыта эффективного применения определенных методик потребность изобретать их снова просто отпадает. Иначе говоря, колесо уже изобретено, и его только нужно адаптировать в домашних условиях. Однако внедрение любого новшества в любой области - это тщательный пошаговый процесс, который будет иметь сторонников и противников и непременно коснется следующих вопросов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)